Не оставляйте золото в земле

Дифференциация НДПИ необходима, чтобы стимулировать компании применять современные методы увеличения добычи нефти
| статьи | печать

Коэффициент извлечения нефти в целом по России снизился с 51% в 1960 году до 25% в настоящее время. Причем падение этого важнейшего показателя качества работы нефтяной отрасли сейчас происходит одновременно с сокращением добычи черного золота. Выправить ситуацию может дифференциация налога на добычу полезных ископаемых, стимулирующая компании активно заниматься месторождениями с высокой степенью выработанности и расположенными в сложных природных условиях. Но пока, к сожалению, новации, введенные в Налоговый кодекс России с целью стимулировать добычу углеводородов в таких местах, ощутимого результата не принесли. Редакция «ЭЖ» предложила экспертам высказать свое мнение о возможностях дальнейшей дифференциации НДПИ.

 

Шагнуть к налогу типа роялти

Андрей Назаров, депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству:

– Необходимо, на мой взгляд, исходить прежде всего из соображений целесообразности той или иной меры. Как известно, дифференциация введена в целях стимулирования добычи при разработке некондиционных, остаточных запасов, отходов горнодобывающего и связанных с ним производств, а также для поощрения освоения новых месторождений.

В большинстве развитых стран при налогообложении добычи полезных ископаемых применяются цены сделок, совершаемых на принципах отсутствия взаимозависимости между продавцом и покупателем и отсутствия взаимосвязи между продажей продукции и другими сделками.

Мы же сегодня для определения размера налога на добычу полезных ископаемых используем конъюнктурные цены на ископаемые, сложившиеся на мировом рынке.

Если иметь в виду, например, нефть (а, как правило, говоря о налоге на добычу полезных ископаемых, говорят о нефти и газе), то привязка размера налога к уровню мировых цен на нефть – это совсем не переход к дифференцированным ставкам. Скорее наоборот – растут цены на нефть, и сумма налога увеличивается для всех участников рынка.

Поэтому вопрос можно поставить несколько шире. С учетом того, насколько остро стоит проблема развития минерально-сырьевого комплекса России и особенно топливно-энергетических ресурсов, которые фактически определяют социально-экономическое развитие страны, можно было бы шагнуть дальше, учитывая мировую практику. То есть к налогу типа роялти. Мне кажется, мы должны перейти к скользящей шкале налога в зависимости от уровня добычи.

 

Нужна методологическая база

Сергей Шматко, министр энергетики Российской Федерации:

– За последнее время Правительство приняло ряд важнейших мер, для того чтобы улучшить условия ведения бизнеса в нефтяной отрасли. Необлагаемый минимум в цене нефти при расчете НДПИ повышается до 15 долл. Только эта налоговая новация позволит компаниям добывающих отраслей, по оценке Минфина, получить денежные ресурсы в размере более 100 млрд руб.

Экспортная пошлина снижена до 372 долл. за 1 тонну, что также даст возможность предприятиям нефтяного сектора экономики оставлять в своем распоряжении значительные средства.

Однако все должны понимать, что взаимоотношения государства и бизнеса – это улица с двухсторонним движением. Сейчас мы намерены сделать паузу и посмотреть, какая реакция будет со стороны нефтяных компаний на проводимую Правительством линию.

Мы рассчитываем увидеть увеличение объемов инвестиционных программ предприятий ТЭК, рост добычи черного золота и повышение финансирования геологоразведки наряду со средствами, которые вкладывает государство.

Понятно, что предложенные меры улучшают условия ведения бизнеса для всех компаний нефтяного сектора экономики. В особом же внимании нуждаются компании, которые ведут разработку сложных месторождений и осваивают новые регионы.

Поэтому мы намерены продолжать работу по формированию методологических подходов, необходимых для дальнейшей дифференциации НДПИ в зависимости от сложности технологической разработки месторождений, их удаленности от транспортной инфраструктуры и т.п. В дальнейшем эти методологические разработки реализуются в налоговых новациях, которые повысят эффективность работы многих нефтяных компаний.

 

Коэффициент извлечения нефти снизился в 2 раза

ТатьянаШкольная, к.э.н., руководитель программ обучения Центра налогового администрирования и финансового управления Академии народного хозяйства при Правительстве РФ:

– В настоящее время в рамках реализуемой государственной налоговой политики предпринимается ряд мер в целях стимулирования добычи полезных ископаемых на месторождениях с высокой степенью выработанности.

Так, с 1 января 2007 г. действуют поправки в Налоговый кодекс России, касающиеся дифференциации ставки НДПИ по нефти в зависимости от выработанности месторождения, а также введения нулевой ставки этого налога при добыче сверхвязкой нефти и нефти на участках недр, расположенных в границах Республики Саха, Иркутской области, Красноярского края, по достижении объема добычи 25 млн тонн.

При разработке всех месторождений нефти базовая налоговая ставка в рублях за 1 тонну может корректироваться не только на коэффициент, учитывающий рост мировых цен и изменение валютного курса рубля, но и понижающий коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов конкретного участка недр. Данный понижающий коэффициент введен для месторождений с выработкой запасов сверх 80%. При этом для применения понижающего коэффициента количество добытого полезного ископаемого должно определяться прямым методом.

Однако определение поправочных коэффициентов связано с установкой дорогостоящей аппаратуры по учету качества нефти и ее поступления на сборные пункты из разных месторождений (прямой метод). Требуется и утверждение прямого метода в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения. В результате нефтяные компании пока не спешат воспользоваться данными налоговыми льготами.

Поэтому с 1 января 2009 г. начнут действовать поправки в Налоговый кодекс, согласно которым допускается применение косвенного метода определения количества добытого ископаемого при расчете поправочных коэффициентов.

Действующая дифференциация ставки НДПИ представляется обязательным условием для повышения показателя добычи нефти, но недостаточным для повышения качества разработки месторождений углеводородов. Так, коэффициент извлечения нефти (КИН) в целом по России снизился с 51% в 1960 г. до 25–28% в настоящее время.

Для повышения нефтеотдачи необходимо целенаправленное программное развитие и масштабное промышленное внедрение современных методов увеличения нефтеотдачи (МУН).

В целях стимулирования использования МУН нефтедобывающими компаниями при разработке труднодоступных запасов углеводородов действующие льготы представляются недостаточными, в частности, ввиду высоких расходов на приобретение и внедрение МУН.

Решением данной проблемы может служить дальнейшая дифференциация ставки НДПИ с использованием понижающего коэффициента для налогоплательщиков, применяющих вышеуказанные МУН.

Кроме того, для введения данной дифференциации нужно законодательно определить МУН, использование которых позволит добывающим компаниям воспользоваться понижающим коэффициентом.

 

Реализовать льготы оказалось сложно

КонстантинСимонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности:

– Дифференциация НДПИ, безусловно, полезна и важна для успешного развития нефтяной отрасли. Вполне понятно, что условия добычи полезных ископаемых существенно различаются на выработанных месторождениях и, скажем, на шельфе.

За последние 2 года здесь были приняты очень важные решения в области налогового законодательства. Однако дальнейшая дифференциация НДПИ может столкнуться с техническими трудностями.

Как показала практика, реализовать введенные налоговым законодательством льготы на практике оказалось весьма сложно. Для этого необходима специальная аппаратура, которая позволит учесть нефть, добываемую в сложных природных условиях.

Можно провести аналогию с той работой, которая сейчас ведется для государственной оценки запасов полезных ископаемых в природных месторождениях. Это вызвало большое количество проблем во всей нефтяной отрасли.

Но самое главное, на мой взгляд, заключается в том, что снижение налогов без решения других проблем, к сожалению, не поможет развитию добывающего сектора экономики. Пока не будет надежных гарантий прав собственности, увеличить долгосрочные инвестиции в ТЭК не удастся. Владельцы добывающих компаний все равно не будут вкладывать серьезные средства в развитие своего бизнеса, если не будут верить в незыблемость прав на свою собственность.

А без долгосрочных инвестиционных программ преодолеть падение добычи нефти, которое составило порядка 1,5% за первые 6 месяцев нынешнего года, будет крайне сложно.

 

Практически все эксперты сошлись во мнении, что надо продолжать работу над дальнейшей дифференциацией НДПИ. Самые большие трудности здесь могут возникнуть при определении признаков, наличие которых дает возможность компаниям использовать льготы по НДПИ, и технические сложности – при реализации преференций. Особенно отрадно, что министр энергетики России Сергей Шматко считает нужным продолжать работу над методологическими подходами, которые дадут возможность дальнейшей дифференциации налога. Ведь его ведомство не только располагает необходимыми организационными и финансовыми ресурсами, но и может выйти с законодательной инициативой о введении в налоговое законодательство соответствующих новаций.