Факсимильная копия счета-фактуры – основание для отказа в вычете НДС?

| статьи | печать
Факсимильная копия счета-фактуры – основание для отказа в вычете НДС?

Может ли факсимильная копия счета-фактуры являться основанием для вычета НДС? Какого мнения на этот счет придерживаются налоговые органы? Нужно ли представлять налоговую декларацию, если организация уплатила акцизы в составе таможенных платежей? В вопросах разбирались эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Яна Степовая и Артем Барсегян.

 

На предприятии проходит выездная налоговая проверка, которая затрагивает период 2005–2006 гг. Налоговая инспекция считает, что организация необоснованно предъявила к вычету суммы НДС, поскольку представленные в подтверждение обоснованности вычета счета-фактуры являются факсимильными копиями. Оригиналы получены только в 2008 г. Правомерны ли действия налоговой инспекции?

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном ст. 166 НК РФ, на установленные указанной статьей налоговые вычеты (п. 1 ст. 171 НК РФ).

В соответствии со ст. 171, 172 НК РФ организация имеет право на вычет «входного» НДС, если одновременно выполняются следующие условия:

  • имеются надлежащим образом оформленные счета-фактуры;
  • товары (работы, услуги) приняты к учету;
  • приобретенные товары (работы, услуги) предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС.

Как было отмечено выше, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ (п. 1 ст. 169 НК РФ).

Счета-фактуры должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации (п. 6 ст. 169 НК РФ).

Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Как видим, положения гл. 21 НК РФ не содержат прямого запрета для вычета НДС на основании факсимильных копий счетов-фактур.

Кроме того, в Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, также отсутствует запрет на регистрацию в книге покупок факсимильных копий счетов-фактур.

Позиция налоговых органов по данному вопросу сводится к следующему.

Налоговые органы считают, что факсимильные копии счетов-фактур не могут служить основанием для вычета сумм «входного» НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), так как такие счета-фактуры не имеют оригинальных подписей руководителей и главных бухгалтеров (других уполномоченных лиц) предприятий-поставщиков.

Доводы налоговых органов основываются на Письме МНС России от 21.05.2001 №ВГ-603/404 «О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость», в котором сказано, что счет-фактура должен быть заверен оригинальными подписями должностных лиц.

В то же время анализ судебной практики показывает, что арбитражные суды в большинстве случаев встают на сторону налогоплательщиков.

Судьи отмечают, если факсимильные копии счетов-фактур содержат все необходимые реквизиты, предусмотренные ст. 169 НК РФ, и налогоплательщиком соблюдаются требования, перечисленные в ст. 171–172 НК РФ, то организация вправе принять НДС к вычету на основании факсимильной копии счетов-фактур (см. постановления ФАС Уральского округа от 21.02.2006 №Ф09-685/06-С2; ФАС Северо-Западного округа от 18.12.2007 №А05-13752/ 2006-11; ФАС Волго-Вятского округа от 29.10.2007 №А31-396/200716; ФАС Дальневосточного округа от 18.03.2003 №Ф03А04/03-2/299).

В других судебных актах право на вычет по факсимильным копиям счетов-фактур суды признают только при условии, что организации по запросу налоговых органов или суда представят оригиналы счетов-фактур (постановления ФАС Уральского округа от 17.03.2008 №Ф09-1590/08-С2, ФАС Московского округа от 03.03.2006 №КА-А40/853-06).

На основании изложенного полагаем, что вопрос о правомерности действий налогового органа должен решаться только в судебном порядке. Именно арбитражный суд с учетом всех имеющихся обстоятельств, сможет сделать однозначный вывод о правомерности (либо неправомерности) действий налогового органа.

Вероятность положительного для вашей организации исхода, по нашему мнению, будет зависеть от предъявления оригиналов счетов-фактур, идентичных представленным факсимильным копиям.

 

ВЫВОД

По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации вопрос о правомерности действий налогового органа должен решаться в судебном порядке.

 

 

Организация осуществляет операции по ввозу подакцизных товаров (алкогольной продукции) на таможенную территорию РФ в режиме выпуска в свободное обращение с последующей оптовой реализацией на территории РФ. В данной ситуации акцизы уплачиваются нами на таможне в составе таможенных платежей. Организация не является производителем, реализующим подакцизную продукцию.

Возникает ли в данном случае обязанность по представлению в налоговые органы декларации по акцизам? В случае если наша организация обязана представить в налоговый орган вышеуказанную декларацию, то по каким строкам должна быть указана сумма акциза, исчисленная на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ? Должны ли мы предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров и указать в первичных документах и счетах-фактурах соответствующую сумму акциза в случае оптовой реализации ввезенных подакцизных товаров?

В соответствии со ст. 179 НК РФ налогоплательщиками акциза признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ (далее – ТК РФ).

При этом указанные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с гл. 22 НК РФ.

Ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ является объектом обложения акцизом (подп. 13 п. 1 ст. 182 НК РФ).

Одним из видов подакцизных товаров является алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов) (подп. 3 п. 1 ст. 181 НК РФ).

Особенности налогообложения при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу РФ определены ст. 185 НК РФ. Так, при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ для свободного обращения акциз уплачивается в полном объеме.

Таким образом, при ввозе алкогольной продукции у организации возникает обязанность по уплате акциза. Однако в отличие от иных плательщиков акцизов лица, импортирующие подакцизные товары, уплачивают соответствующие суммы акциза на таможне в составе таможенных платежей (ст. 318 ТК РФ).

Уплата сумм акциза производится налогоплательщиком не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия (ст. 205 НК РФ, п. 1 ст. 329 ТК РФ).

При этом сумма акциза, уплаченная на таможне, не отражается налогоплательщиком в налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, форма которой утверждена Приказом Минфина РФ от 14.11.2006 № 146н.

Сведения об исчисленных суммах таможенных платежей (в том числе суммы акцизов) указываются в графе 47 грузовой таможенной декларации (далее – ГТД), утвержденной Приказом Федеральной таможенной службы РФ от 03.08.2006 №724.

Относительно предъявления сумм акцизов покупателям при дальнейшей перепродаже отметим следующее.

Налогоплательщик, осуществляющий операции, признаваемые в соответствии с гл. 22 НК РФ объектом налогообложения акцизами, обязан предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров соответствующую сумму акциза (п. 1 ст. 198 НК РФ).

В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и счетах-фактурах соответствующая сумма акциза выделяется отдельной строкой (п. 2 ст. 198 НК РФ).

Вместе с тем в п. 2 ст. 199 НК РФ указано, что суммы акциза, фактически уплаченные при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ, учитываются в стоимости указанных подакцизных товаров, если иное не предусмотрено п. 3 ст. 199 НК РФ.

Организация, осуществляющая последующую оптовую реализацию ввезенного подакцизного товара (алкогольная продукция) и не являющаяся производителем данной продукции, плательщиком акцизов не признается.

Соответственно при реализации указанной продукции суммы акциза организация не начисляет и налоговую декларацию по акцизам не представляет.

Кроме того, сумма акциза, фактически уплаченная при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ, в счетах-фактурах, выставленных покупателю, отдельной строкой не выделяется.

Аналогичной позиции придерживаются и налоговые органы (см. Письмо УФНС России по г. Москве от 06.03.2007 № 19-11/20447).

 

ВЫВОД

Несмотря на то, что при ввозе алкогольной продукции организация признается налогоплательщиком акцизов, обязанность по представлению в налоговые органы декларации по акцизам не возникает. В этом случае сумма исчисленного акциза показывается в графе 47 ГТД.

При последующей оптовой реализации ввезенных подакцизных товаров организация плательщиком акцизов уже не является, соответственно обязанность по представлению налоговой декларации у такой организации отсутствует. При этом сумма акциза к оплате покупателю не предъявляется, а учитывается в стоимости подакцизных товаров. Следовательно, отдельной строкой в счете-фактуре и первичных документах сумма акцизов не выделяется.