«Спасут» ли CIO бизнес?

Руководители компаний ждут изменений, с которыми многие могут не справиться
| статьи | печать

Завершившийся CIO&CEO конгресс «Подмосковные вечера» можно считать одной из немногих попыток и возможностей найти взаимопонимание между генеральными директорами и руководителями ИТ-подразделений компаний.

Аббревиатура CEO от Chief Executive Officer – не что иное, как генеральный директор корпорации, директор предприятия. В свою очередь, CIO от Chief Information Officer – директор по информационным технологиям (ИТ), главный управляющий по информации.

Собрав на площадке конгресса более 300 директоров по ИТ и генеральных директоров ведущих компаний России, а также Украины, Германии, Израиля и Японии, организаторы вынесли на обсуждение ряд вопросов, основной из которых «Зачем бизнесу информационные технологии?».

И те и другие шефы пытались на него ответить.

Так, генеральный директор Microsoft (Россия) Биргер Стен в своем выступлении отметил, что «без внедрения новейших информационных систем просто невозможно ежедневно подтверждать преимущество в уровне обслуживания клиентов».

Генеральный директор IBM EE/A Кирилл Корнильев подчеркнул, что уже сегодня около 80% из опрошенных CIO считают себя членами управленческой команды и их роль будет только возрастать.

По мнению директора по стратегическому планированию «Альфа-Групп» Алексея Савченко, в ряде случаев владельцам бизнеса приходится идти на опережающие инвестиции в ИТ. К примеру, те сотовые операторы, которые в свое время не смогли предвидеть большой спрос и массовое проникновение мобильных услуг, из-за недоинвестирования в ИТ получили в дальнейшем ряд проблем.

Исследование компании IBM – Global CEO Study, с результатами которого участников конгресса познакомил Александр Гришин, руководитель направления, выявило ряд приоритетов топ-менеджеров по развитию бизнеса.

 

Иностранные CEO

Руководители предприятий предвидят изменения на всех уровнях любого бизнеса и в глобальном масштабе. Причем за более короткий период будут происходить более крупные изменения, чем это было прежде.

Основными движущими силами этих изменений они считают рыночные факторы, квалификацию персонала и технологии (см. диагр.). Влияние других факторов (глобализация, законодательные, макроэкономические, экологические и социально-экономические проблемы) оценивается чуть слабее.

В результате обсуждений с руководителями и анализа финансовых результатов были выявлены 5 основных отличительных признаков предприятия будущего:

1. Стремление к изменениям

Генеральные директора предвидят, что будущая бизнес-среда характеризуется быстро ускоряющимися, всепроникающими и неослабевающими изменениями. В условиях, когда предприятия вынуждены будут перестраиваться «на лету», генеральные директора не уверены в своих возможностях управлять такими изменениями. Разрыв между ожидаемыми изменениями и успешным управлением ими в 2008 г. прогнозируется в 22%. В 2006 году он составлял 6%.

2. Инновации для клиентов

Быстро развивающиеся экономики, растущие доходы и ожидания потребителей товаров и услуг способствуют постоянному росту их осведомленности и требовательности.

Успешные компании стремятся значительно увеличивать свои инвестиции в рост достатка в мировом масштабе, а также в осведомленных и ориентированных на сотрудничество клиентов. Они считают, что информационное наполнение и предоставление консультаций приобретают еще большую ценность, чем традиционные движущие факторы.

3. Глобальная интеграция

Генеральные директора планируют использовать возможности новых рынков, источников знаний и опыта. Большинство из них стремятся к повышению глобальной оптимизации, реализуемой в том числе через новые партнерства, слияния и поглощения, глобализацию брендов (продуктов) и т.д.

Однако глобализация возможна только благодаря быстрому распространению информации и связи, которые поддерживаются необходимыми технологиями и обеспечивают реализацию новых бизнес-моделей.

4. Радикальный характер изменений

Большинство опрошенных руководителей планируют в течение следующих 3 лет изменить бизнес-модели, рассматривая 3 основных их инновационных вида:

  • модель предприятия – повышение эффективности существующей модели и переосмысление достигнутого;
  • модель доходности – формирование дохода благодаря новым ценностным предложениям и ценовым моделям;
  • отраслевая модель – переоценка или переход в другую отрасль.

Наиболее сложным считается изменение отраслевой модели.

5. Социальная ответственность

Руководители компаний в целом положительно реагируют на рост ожиданий в отношении корпоративной социальной ответственности и стремительно увеличивают инвестиции в эту область. Решение социально-экономических проблем и проблем нехватки ресурсов, охрана окружающей среды и энергосбережение рассматриваются ими как возможность выделить компанию среди других.

Приоритеты топ-менеджеров по развитию компаний в условиях грядущих перемен увязаны с выводами и задачами руководителей ИТ-подразделений. Для решения каждой имеются свои подходы технологии (см. табл.).

Разделяют ли российские СЕО мнение своих зарубежных коллег, не ясно. По словам А. Гришина, ни один из них не принял участия в исследовании, хотя оно охватывало 32 отрасли в 40 странах мира.

 

Отечественные CIO

ИТ-шефы наших компаний, по их же убеждению, осознают свою роль в обеспечении развития бизнеса и вполне готовы к этому. Большинство из них видят свою основную задачу в информировании CEO о выгодах ИТ для бизнеса в целом и для своих компаний в частности.

Уже сегодня в сферу их ответственности, кроме того чтобы «все работало», входят разработка ИТ-стратегии, согласованной с общей стратегией компании, обеспечение корпоративной безопасности, совершенствование бизнес-процессов и многие другие задачи.

И это все подчас в условиях жесточайшей борьбы за уже выделенный и утвержденный советом директоров ИТ-бюджет. Довольно часто гендиректор ставит задачу экономить выделенные средства, требуя при этом высокое качество работы ИТ.

В результате CIO получает нарекания вплоть до увольнения за неэкономную трату денег или ненадлежащее качество обслуживания пользователей в условиях постоянного секвестрирования бюджета.

Повышает качество обслуживания и обеспечивает прозрачность работы ИТ-службы переход на сервисную модель. При этом под сервисом понимают способ предоставления некой ценности клиенту, основанный на управлении результатами, которых он хочет достичь, не владея для этого специфическими знаниями, активами и рисками.

По словам Владимира Павлова, директора по корпоративным проектам, эксперта центра исследований Итилиум «Деснол Софт Проджект», предоставление бизнесу сервисов в ключевых процессах его деятельности превращает ИТ-подразделение в потенциальный источник стратегических инициатив, что приводит к возрастанию его роли в стратегическом планировании.

Тем не менее нельзя говорить, что все упирается в деньги.

По словам Евгения Гриханова, генерального директора компании I.Q. Property Management, руководители компаний и ИТ-подразделений часто только раздражают друг друга, а отнюдь не помогают. Гендиректор, понимая важность ИТ-функции для бизнеса, должен постоянно находить сбалансированные решения. А ИТ-директор, в свою очередь, должен так управлять своим подразделением, чтобы с его помощью бизнес мог зарабатывать деньги. То есть необходимо постоянно оценивать, сколько получит бизнес на каждый вложенный в информационные технологии рубль.

Однако наши шефы в поиске сбалансированных решений находятся только в начале пути, хотя процесс изменений на всех уровнях любого бизнеса и в глобальном масштабе уже начался.