Моряки – против браконьерства

| статьи | печать
Моряки –  против браконьерства

Доля затрат на моторное топливо уже превысила 30% себестоимости продукции рыбопромышленного комплекса Дальнего Востока. Федеральная власть в этой ситуации должна оказать рыбопромышленникам региона государственную поддержку. Об этом заявил губернатор Приморского края Сергей Дарькин.

По мнению специалистов, необходимо внести поправки в Налоговый кодекс РФ и перевести отрасль на единый сельскохозяйственный налог. Это позволит снизить налоговую ставку до 6% и тем самым сэкономить для отрасли до 40 млрд руб. Эта мера была бы более эффективной, чем освобождение от уплаты НДС.

Государство помогать не отказывается. В федеральной целевой программе по развитию рыбной отрасли (до 2013 г.), недавно принятой Правительством, предусмотрено, что инвестиции в рыбное хозяйство составят 62 млрд руб. Более 19 млрд из этих средств «осядет» на Дальнем Востоке. Предполагается, что более 11 млрд руб. будет выделено из федерального бюджета и около 8 млрд составят средства частных инвесторов. Все эти деньги должны быть вложены в строительство портов и причалов рыболовного и научно-промыслового флота.

В Приморском крае будут строиться также заводы по разведению лососей и крабов. Инвестиции пойдут и на модернизацию рыболовного флота, чтобы усилить присутствие российских рыбаков в Мировом океане.

Однако, по мнению экспертов, меры государственной поддержки окажутся неэффективными, если в рыбацком сообществе не будет покончено с браконьерством. Причем в международном масштабе. Например, сегодня российские рыбаки нелегально ловят краба, добывают морского ежа и другие ценные продукты моря и, минуя таможенное оформление, сдают улов в иностранных портах.

В Дальневосточном бассейне были приняты меры по закрытию промышленного лова камчатского краба и введен запрет на вывоз за границу непереработанных крабов. Совокупный импорт в Японию сократился на 12%, в том числе мороженого краба –  на 37, а живого, которого так любят потребители из Страны восходящего солнца, – на 79%. Причем цена на этот деликатес, поставляемый нашими промысловиками на японский рынок, выросла в среднем на 50%. Однако...

«За 5 месяцев текущего года за рубеж экспортировано в перерасчете на сырец более 30 тыс. тонн краба всех видов, –  говорит С. Дарькин, –  что примерно в 2,7 раза превышает отчетные данные по вылову. Эти цифры дают основание предполагать, что в российской экономической зоне работают не менее 30 браконьерских промысловых судов».

В зарубежных портах браконьеров принимают с распростертыми объятиями. А на родном берегу законопослушных отечественных рыбаков вместо нескольких часов, положенных на оформление документов, держат несколько суток. Понятно, что после этого улов бывает не первой свежести.

Эксперты считают, что необходимо сформировать единую систему управления рыбным хозяйством, принципов которой будут придерживаться все заинтересованные лица. Это возможно только при условии взаимодействия всех участников мирового рыболовства, включая государственные институты и бизнес-сообщество. Сотрудничество позволит эффективно решать вопросы пресечения незаконного промысла, сохранения водных биоресурсов, контроля деятельности промысловых судов и осуществления ими поставок рыбопродукции в порты.

Для того чтобы обеспечить прозрачность рыбного бизнеса, необходимо разработать и внедрить меры по экологической сертификации рыбохозяйственных предприятий. Это касается всех процессов производства –  от изъятия водных биоресурсов из среды обитания до реализации продукции на рынках.

На международном рыбацком форуме, который прошел недавно во Владивостоке, труженики моря призвали представителей власти и бизнеса поставить международный заслон рыбной продукции, не имеющей соответствующих сертификатов, а также отказаться от сотрудничества с предприятиями, ведущими незаконный промысел.

 

СПРАВКА

С начала года рыбаки Приморского края добыли 419 тыс. тонн водных биоресурсов. Большую часть вылова по традиции составляет минтай –  309 тыс. тонн.

Вылов сельди составил 26,9 тыс. тонн, палтуса –  5 тыс., трески –  4,7 тыс., камбалы – 3,4 тыс., сайры –  1,8 тыс. тонн.

Сегодня в море работает более 100 приморских судов. Из них 28 заняты на промысле минтая, 25 –  на сайровой путине.