Где-то заблудились высокие технологии

Быть ли в России «Силиконовым долинам»
| статьи | печать

Комитет Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи до конца текущего года намерен представить для первого чтения на пленарном заседании парламента законопроект «О технопарках Российской Федерации».

 

Повторение пройденного

Как сообщил корреспонденту «ЭЖ» депутат Госдумы, председатель подкомитета по технологическому развитию Илья Пономарев, «вот уже несколько месяцев межотраслевая рабочая группа ведет разработку законопроекта о технопарках России с учетом международного и отечественного опыта в данной сфере». Основу рабочей группы составили представители Института современного развития.

По словам И. Пономарева, закон «должен закрыть нерешенные вопросы в области создания технологических парков и четко определить, что такое технопарк, какие преимущества и гарантии он дает резидентам и инвесторам, а также создать основу для использования федеральных земель и имущества». В общем, его главная задача – «создать максимально комфортные условия для реализации высокотехнологичных идей и производства высококонкурентных товаров для экспорта на мировые рынки».

Сразу следует отметить, что все это напоминает повторение пройденных уроков. Мы это слышали и в выступлениях бывших глав МЭРТ и Мининформсвязи Германа Грефа и Леонида Реймана еще в 2005 г. Впервые о создании ИT-парков подробно говорилось 11 января 2005 г. на прошедшем в Новосибирске совещании по вопросам развития информационных технологий в России. В совещании участвовал Президент Владимир Путин, который заявил, что создание технопарков в сфере информационных технологий – это национальная задача России, и потребовал подготовить законопроект о технопарках к 1 марта 2005 г.

Буквально в течение нескольких месяцев Мининформсвязи разработало необходимый пакет документов, включающий концепцию создания нескольких ИT-парков и организацию специализированного венчурного фонда. Однако все попытки реализовать проекты на практике натыкались на сопротивление Минэкономразвития и Минфина. Более того, даже в принятом позднее Законе «Об особых экономических зонах (ОЭЗ)» интересы ИT-отрасли практически не были учтены. Активно тормозилась и идея создания специализированного венчурного фонда.

 

Равнение на «Силиконовую долину»

Между тем многие российские регионы, не дожидаясь принятия долгожданного федерального закона, проект которого вот уже почти 4 года блуждает по правительственным и госдумовским коридорам и кабинетам, активно примеряют на себя разные модели технопарков.

В мире появление технопарков связывают с основанием «Силиконовой долины» под Сан-Франциско, которая стала домом для более 140 компаний в области электроники, программных средств, биотехнологий и других высокотехнологичных сфер.

Все началось со Стэнфордского университета, который был основан в 1891 г. вблизи Пало Альто и стал одним из лучших университетов Америки. В то время университет владел большой территорией, но ему не хватало денежных средств для финансирования развития.

Продажа этой земли была запрещена, но ничего не говорилось о невозможности ее аренды. В результате был основан Стэнфордский промышленный парк. Целью было создание центра высоких технологий поблизости от университета. Территория сдавалась в аренду не всем, а лишь тем высокотехнологическим компаниям, результаты работы которых могли стать полезными для университета.

Таким образом, «Силиконовая долина» стала сплавом научных и образовательных центров с высокотехнологичным производством на финансовой основе внушительного венчурного капитала. Здесь все 4 составляющие – наука, вузы, производство и капитал – важны и необходимы. Если убрать хоть одну из них, «долина» утратит свою  эффективность. Например, если убрать капитал и производство – останется академгородок, если убрать науку и образование – останется производство, а если убрать капитал, то нечем будет подпитывать науку и образование, да и производство зачахнет.

 

Инкубаторы без инноваций

В России, увы, о таком единстве пока приходится лишь мечтать. По статистике Мининформсвязи у нас насчитывается примерно 800 объектов, которые объявили себя технопарками. Но среди них есть даже... магазины по продаже бытовой техники. В Минобрнауки знают о 84 технопарках. Если же говорить о технопарке как о комплексе, в котором развиваются ИT-компании, то таких сейчас в стране практически нет. Абсолютное большинство объектов, объявивших себя технопарками, даже условно трудно отнести к таковым, потому что они образованы по схеме «производство + офис + склад».

По мнению экспертов рабочей группы Госдумы РФ, настоящие технопарки появятся в лучшем случае в 2012 г. в 8 пилотных регионах России, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Новосибирской и Нижегородской областях, Республике Татарстан.

«Концепция технопарка представляет собой микрорайон с жилой и производственной застройкой, построенный около крупного образовательного или научного центра», – отметил И. Пономарев. По его словам, площадь каждого технопарка составит порядка 700 тыс. кв. м. Строительство 2 технопарков в Новосибирске и Татарстане уже идет, 4 технопарка – в Обнинске, Нижнем Новгороде, Тюмени и Кемерове – начнут строиться уже в текущем году, а возведение технопарков в СанктПетербурге и городе Черноголовка Московской области планируется начать в будущем году.

Государство в рамках данной программы выделит около 33 млрд руб. на проектные работы и подготовку инженерной инфраструктуры. Но финансирование отечественных «долин» будет осуществляться как за счет средств федерального и регионального бюджетов, так и за счет частных инвестиций. Причем объем частных инвестиций в проекты строительства 8 технопарков прогнозируется свыше 6 млрд долл. Уже заключены договоры с компанией «РосЕвроДевелопмент», которая планирует вложить около 650 млн долл. в строительство технопарка в Новосибирске, и компанией «Технополис», которая вложит 150 млн долл. в технопарк в Санкт-Петербурге. В Татарстане строительство технопарка пока ведется лишь за счет государственных инвестиций.

 

Кофе на троих

Что же такое «технопарк» в российском понимании? За последние 3–4 года на федеральном уровне были проведены десятки различного рода конференций, совещаний, «круглых столов», в том числе с участием первых лиц государства по проектам и проблемам создания технологических парков в России, но четкого определения термина до сих пор не существует.

Оригинальное определение термина дает И. Пономарев, занимающийся этой тематикой в течение многих лет: «Это не производственная площадка, это не научная площадка, это не офисы и даже не жилье, – считает депутат. – Здесь самое важное строение – кофейня, где встретятся 3 человека – изобретатель, интерпретер и финансист, после чего может родиться высокотехнологичный бизнес. А все остальное – это то, что позволяет этим 3 людям одновременно встретиться в одном и том же месте. И для этого делаются и офисы, и жилье, и развлечения, и т.д. Но ни одно из этих направлений не является первичным. Первичным является сама площадка, создание инновационной среды, которая бы развивалась на базе этого технопарка. И встретиться могут люди, которые сами по себе даже не являются резидентами технопарка, но которым может быть интересно в этот технопарк приехать. В чем феномен «Силиконовой долины»? Именно в существовании

подобных мест...»

Впрочем, на Калифорнии свет клином не сошелся, и мировая практика уже знает иные варианты. К примеру, финский – когда инновациями занимается государство: именно оно ведет сбор и отбор высокотехнологичных проектов, передает их в частные руки. Вся инфраструктура заточена именно на это.

Другой вариант – израильский, когда погоду диктует госзаказ, и стимулирование тех или иных высокотехнологичных предприятий происходит прежде всего через госзаказ. А частные технопарки, инкубаторы являются лишь площадками, через которые этот госзаказ, прежде всего оборонный, имеет возможность размещаться.

Еще один вариант – условная модель авторитарной модернизации и авторитарного финансирования инноваций. Это Юго-Восточная Азия – Сингапур, Малайзия. В технопарках этих стран государство, как правило, является основным инвестором и управляющим проекта. Государство готовит кадры для работы в технополисах, финансирует научные и проектные разработки, создает на их основе производства и является экспортером высокотехнологичного готового продукта.

 

Россия пойдет своим путем?

Пока что трудно определить, к какому типу технопарков можно будет отнести российский вариант, поскольку законопроект пока еще не готов даже в рабочем плане. А если учесть, что до рассмотрения в Госдуме документу предстоит долгий путь согласования в других комитетах парламента, в заинтересованных министерствах и ведомствах, в Правительстве, то вряд ли кто сегодня может сказать, каким он будет в окончательном варианте. Но, пожалуй, одно можно сказать определенно: кто платит, тот и заказывает музыку. А в нашем случае платить собирается государство, во всяком случае на стадии становления проектов.

Поэтому намечается максимально использовать стартовый капитал, который вкладывает государство в виде вложений в строительство инфраструктуры, чтобы потом технопарк действовал как самодостаточный экономический комплекс. В этом случае туда придут частные инвесторы. В то же время в руках государства сохранятся механизмы, которые не позволят превратить технопарк в рядовой коммерческий проект.

По словам И. Пономарева, законом будут установлены единые правила игры – для государства, резидентов и инвесторов. Так, девелопер получит гарантии, что ему не придется думать о том, как стимулировать инновационный бизнес, который, в свою очередь, не должен будет финансировать строительство, и решать проблемы, возникающие при подготовке офисных и производственных помещений. Будет четко установлено, что все денежные потоки, возникающие при работе технопарков, будут реинвестироваться, и государство не будет пытаться зарабатывать на их деятельности. При этом девелоперы вправе рассчитывать на то, что государство возьмет на себя большую часть рисков, связанных с инфраструктурой. Кроме того, закон призван ликвидировать ограничения, связанные с выделением земли под технопарки. Что касается компаний-резидентов, то они получают возможность снижения арендной платы; предусматривается упрощенный доступ к услугам.

Смогут ли российские технопарки составить конкуренцию забугорным «Силиконовым долинам» – покажет время.