Кризисные советы от... («Экономика и жизнь», № 41 , 2008 г.)

| статьи | печать

Мировой экономический кризис уже затронул российскую экономику, и ни один эксперт не сможет сказать, когда он закончится. Ясно одно, что в ближайшие месяцы это счастливое событие не произойдет. Однако жизнь продолжается: предприятия работают, люди ходят на работу и решают свои личные проблемы. Значит, если мы не можем изменить мировую экономическую ситуацию, надо подстраиваться под нее. В кризисной ситуации люди всегда с большей охотой дают не деньги, а советы. Последуем этому примеру.

ПРЕДПРИЯТИЯМ

ОПРЕДЕЛИТЕСЬ С КРУГОМ НУЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ

В период экономического кризиса ситуация всегда весьма изменчива. Рынок может реагировать как на объективные, так и субъективные причины. Поэтому весьма необходимо получение информации по широкому спектру показателей и желательно в режиме реального времени. Однако пощадите свою нервную систему и определитесь с кругом действительно нужной информации, а не с информационным шумом, которым полны СМИ. Старайтесь подвергать сомнению высказывания лидеров, больших руководителей и именитых экспертов. Они работают в виртуальном пространстве высокой экономики и политики, а вы – в реальном производстве. Их убытки будут в значительной мере виртуальными, не касающимися лично их, а ваши – конкретными. Кроме этого, вы не обладаете значительными стабилизационными фондами и золотовалютными резервами, поэтому ваши ошибки могут стать для вашего бизнеса последними.

Внимательно проанализируйте перечень и периодичность получаемой вами внутренней финансово-экономической информации. Основным критерием должны стать отклонения от утвержденных на этот период баланса и производственной программы предприятия. Проанализируйте делегируемые вами полномочия, чтобы по крайней мере могли быть уверенным, что правая рука знает, что делает левая.

ПРОВЕДИТЕ РЕВИЗИЮ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Финансовый кризис обязательно будет связан с увеличением ставок по кредиту до 20–22% годовых и ужесточением требований к залогу. Банки тоже надо понять: у них в этой ситуации не самая завидная доля, если их не подпирают широкие плечи государства и высокие цены на нефть. Исходя из этого необходимо провести ревизию инвестиционных проектов, исходя из источников их финансирования – сроков окупаемости и рисков. Практически их надо разделить на 3 группы:

  • Проекты, которые осуществляются за счет собственных средств и отличаются коротким сроком реализации и окупаемости. Чаще всего подобные проекты касаются энерго- и ресурсосбережения, и, исходя из того, что энергия и сырье дешевле не будут, подобные проекты нуждаются в ускорении их реализации.
  • Проекты, которые осуществляются за счет заемных средств и под залог акций или имущества предприятия и отличаются значительным сроком реализации и окупаемости, лучше отложить до лучших времен. А то можно остаться без проекта и без предприятия.
  • Проекты, в бизнес-планы которых заложены затраты и прибыли, исходя из предкризисного состояния рынков требуют пересмотра и нового анализа на основе их реальной рентабельности и сроков окупаемости – исходя из новых кризисных условий.

Реализацию инвестиционных проектов, не связанных непосредственно с производственной деятельностью, типа реконструкции загородной бани для руководящего состава можно отложить до лучших времен, даже не рассматривая их по существу. Думаю, что заинтересованные личности вас поймут и не обидятся. Ведь лучше немного потерпеть, чем не иметь этого никогда.

РАСПРЕДЕЛИТЕ СРЕДСТВА МЕЖДУ БАНКАМИ

Взаимоотношения с банками должны строиться по принципу: богу – богово, кесарю – кесарево, а слесарю – слесарево. Спасать банки – это не ваша задача, и тем более страхование банковских вкладов распространяется только на физических лиц. В принципе понятно, что будет происходить в банковском секторе, государство будет поддерживать крупные банки и в первую очередь государевы, стимулируя укрупнение банков за счет слияния и поглощения. Как говорили в советское время, «есть мнение, что 1800 банков – для России слишком много». Поэтому сначала поинтересуйтесь, не подпадает ли ваш банк под это мнение. В такие периоды наиболее правильным решением будет иметь два счета:

  • один – в государевом банке, у которого не отзовут лицензию в любом случае и которого государство будет поддерживать до последней копейки в Стабфонде;
  • второй – в среднем устойчивом банке.

При распределении средств между ними надо исходить из следующего:

  • государев банк обеспечит более надежную защиту ваших средств и проводку платежей, но и дороже возьмет за свои услуги, даст меньший процент за хранение средств на депозите, и уровень обслуживания будет невысокий. «Вас много, а он один» – незыблемое советское правило;
  • для среднего банка вы желанный вкладчик, которого он жаждет и лелеет, ясно, что расценки за обслуживание будут ниже, а ставки по депозиту гораздо выше. Правда, есть риски задержки платежей из-за кассового разрыва и прочих неприятностей, малая степень вероятности выручить вас в трудную минуту, выдав кредит на 1–2 дня и т.д.

Так что решать вам исходя из принципа бизнеса:

Вопрос: Сколько будет дважды два?

Ответ: А мы покупаем или продаем?

ПОПЫТАЙТЕСЬ УВЕЛИЧИТЬ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

В нынешней ситуации необходимо сохранить свои конкурентные преимущества и попытаться увеличить рентабельность. Просто повышать цены не самый удачный вариант. Вы не «Газпром» и не РЖД, и даже не водоканал, чтобы без вас не могли обойтись. Поэтому в первую очередь обратите свое внимание и внимание ваших сотрудников на меры по снижению себестоимости.

  • Не поленитесь еще раз посмотреть бюджет вашего предприятия непредвзятым взглядом, учитывая, что вы коммерческое предприятие, а не благотворительная организация. Смею заверить, что многое вас удивит.
  • Посмотрите на численность, профессионализм и занятость вашего персонала: может быть, без части офисной обслуги, которая не несет острой производственной необходимости, можно обойтись, какие-то функции объединить, увеличить зону обслуживания. Лучше поднять зарплату работающему, чем платить двум вроде работающим. Причем из-за инфляции зарплату сотрудникам все равно придется повышать. Иначе лучшие уйдут. И что вы будете делать, когда кризис закончится?
  • Проанализируйте ваши запасы. Конечно, лучше всего иметь все свое, даже на случай землетрясения в Москве, но так как в ближайший год разрушительного землетрясения в Москве по прогнозам не ожидается, то лучше вместо таких запасов иметь деньги. Зато запасами, обеспечивающими производство и не требующими больших затрат на хранение, стоит заполнить освободившиеся складские места, обеспечив стабильную работу предприятия материалами, приобретенными по старым ценам.
  • Внимательно просмотрите договоры на поставку вашей продукции и предоставление вам товаров и услуг. Лучше всего, если вы будете за свою продукцию получать предоплату, а за поставляемые вам сырье и материалы платить по факту получения или даже с отсрочкой – хотя бы дней на 30–40. Причем с постоянными поставщиками лучше иметь долговременные договоры, гарантирующие стабильность цен товаров и сроки поставки. Исходите из правила: при конфликтной ситуации прав тот, у кого остались деньги за поставленную продукцию. При этом доводить дело до штрафных санкций и арбитражного суда необязательно. Оптимизировать платежи можно в рамках закона и договоренностей.

ОЦЕНИТЕ СТРАТЕГИЮ ПРОДАЖ И АССОРТИМЕНТ ПРОДУКЦИИ

В ситуации высокой инфляции и повышении ставок инвестиционных и потребительских кредитов произойдет изменение потребительского спроса. В этом случае вам необходимо оценить стратегию продаж и ассортимент продукции вашего предприятия. В принципе вы можете выбрать два пути в парадигме соотношения цены и качества.

  • Если вы работаете на очень узкий высокодоходный сегмент рынка, где даже в результате инфляции платежеспособность останется высокой, удержать сбыт по более высоким ценам можно только за счет повышения качества и предоставления дополнительных услуг по обслуживанию. Это предусматривает реализацию всего комплекса мер по усилению контроля за качеством выпускаемой продукции и в первую очередь по усилению контроля за качеством поступающих сырья и материалов. Не бойтесь этого, в ситуации кризиса вы будете всегда правы. Будьте готовы к тому, что при любых мерах, предпринимаемых вами, спад объемов производства в физических измерениях на 10–20% практически неизбежен. Это означает то, что цена товара должна быть такова, чтобы в денежном выражении объем продаж обеспечивал рентабельность производства, хотя бы на уровне простого воспроизводства.
  • Если ваш сегмент рынка весьма зависим от уровня инфляции (причем исходите из того, что доходы бюджетников и пенсионеров Правительство будет компенсировать с опозданием и не в полном объеме), рассмотрите более внимательно ассортимент выпускаемой продукции. При невозможности удержать цены на продукцию без значительного роста, который обернется сокращением сбыта, лучше перейти на менее качественный, но более дешевый ассортимент, который будет обеспечивать загрузку предприятия. При этом можно отказаться от ряда дополнительных услуг и рекламы, но имейте в виду, что аппетит у торговли тоже весьма значителен и торговые сети не замечены в благотворительности и милосердии к поставщикам. Вы не последний в производственной цепочке.

СОХРАНЯЙТЕ ИМИДЖ УДАЧНОЙ КОМПАНИИ

Сокращение издержек еще не повод перейти полностью на монашеский образ жизни. Демонстративная строгая аскеза хороша для налоговой инспекции и судебных приставов. Сохраняйте имидж удачной компании, которая не бросает денег на ветер и роскошь, а во главу угла ставит производство на благо населению и родного города, создавая необходимые условия для комфортного и производительного труда. Проанализируйте расходование ваших средств на социальную сферу предприятия и города. Видимо, от части проектов придется отказаться, но отказываться от их финансирования насовсем – значит обострить отношения внутри предприятия и с руководством города. Лучше выберите из них наиболее эффективные, которые или дают значительный эффект для производства (например, повышение квалификации кадров), или работают на положительный имидж вашего предприятия в городе.

 

ГРАЖДАНАМ

1. Если вы не брокер, не владелец акций «голубых» и прочих цветных фишек, не собственник предприятия, акции которого котируются на бирже, то не суетитесь.

2. Не стоит постоянно бросаться к телевизору с надеждой увидеть резкий рост индексов РТС и ММВБ, донимать свою семью срочными сообщениями о падении тех или иных акций, семья вас просто не поймет и будет права. Примите биржевую информацию как повод для размышления о непостоянстве и изменчивости мира.

3. К информации о выделении Правительством и ЦБ дополнительных финансовых средств из бюджета, фондов и резервов для поддержки банков и фондового рынка отнеситесь серьезнее. Правда, вам не стоит становиться в очередь для получения хоть небольшой толики от выделенных средств – они не для вас. Просто размер выделенных средств в значительной степени будет определять уровень инфляции, что для вас важнее, чем котировка акций. Имейте в виду, что инфляция считается Правительством по темпам изменения цен по большому перечню товаров. Большинство населения из своих зарплат оплачивает не импортные автомобили, а услуги ЖКХ, транспортные услуги и продукты питания, цены на которые растут быстрее, чем общая инфляция. Поэтому, если Правительство настаивает на инфляции за 2007 г. в 11,9%, для большинства населения это будет составлять около 25%. В 2008 г. Правительство планирует удержать инфляцию в рамках 11%. Даже если это удастся, для большинства населения рост будет не менее 18%. Такова реальная статистика, из которой вы должны исходить.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Для меня это первый опыт публичных советов, может быть, где-то что-то получилось непонятным. Постараюсь следующие советы давать поподробнее, может быть, стоит прислушаться к вашим советам по поводу моих советов. Ведь у нас страна Советов, а не баранов, как говорили ранее. Всего вам доброго, и пусть очередное падение индекса ММВБ, как и невиданный урожай, вас не коснется.

Удачи.