Зато по части малярии...

| статьи | печать

Все же есть мировые рейтинги, в которых Россия, как говорится, медленно, но верно улучшает свои позиции. Вот в последнем докладе Всемирного экономического форума по Индексу конкурентоспособности мировых экономик мы взобрались с прошлогоднего 58-го места на 51-е среди 134 стран. Весть приятная, но давайте посмотрим, чем мы «ломим», а что нам надо подтягивать.

Втиснуть здесь всю рейтинговую таблицу из доклада ВЭФ со 134 государствами не вышло. Поэтому полностью посвятим себя родине. Для порядка только заметим, что тройка лидеров осталась прежней: США (5,74 балла из 7 возможных), Швейцария (5,61) и Дания (5,58). Сдается, однако, что недавние и самые увлекательные происшествия мирового финансового кризиса в рейтинг попасть не успели, особенно касательно Штатов.

Между прочим, отвоевать сразу 7 позиций – результат для нас действительно неплохой, в прошлом году, например, мы одолели всего одну ступеньку. И кстати, будь в нынешнем рейтинге столько же стран, как год назад (131), наша конкурентоспособность оказалась бы еще выше – 50-й. Ну да ладно, посмотрим лучше, по каким позициям и как нас «взвесили».

В представленной таблице отражены 12 основных факторов, по которым рейтингуют конкурентоспособность экономик и наши достижения – места и баллы. Однако это не все: у каждого такого фактора есть еще и любопытные подфакторы, или индикаторы, – общим числом… 110.

Понятно, назвать здесь больше сотни объемных для имеющегося пространства  определений – нереально. Посему мы скромно отобрали все 30 индикаторов, записанных ВЭФ нам в плюс (по которым Россия заняла места выше 50-го), а из минусовых – только самые провальные по каждому из 12 факторов (про остальные, думается, можно и так догадаться).

Но несколько дополнений. Как видим, по таким разделам, как «Совершенство финансового рынка» (всего 9 индикаторов) и «Совершенство бизнеса» (тоже 9) совершенство отсутствует начисто. Из 18 позиций под «Институциональными условиями» (имущественные права, независимость судов, уровень преступности и пр.) у нас всего одна успешная строчка. То же самое у «Эффективности товарного рынка» (15 индикаторов) и «Технологической оперативности» (8).

Из забавного. По распространенности в России малярии мы заняли максимально высокое место (читай: она у нас изведена), а вот по степени ее влияния на бизнес – 36-е. Наоборот, по ВИЧ-инфицированности мы на 103-й позиции, бизнес, однако, это «колышет» меньше (28-е место)...

Из неожиданного. Оказывается, самую низкую ступень мы заняли, скажем, не по защите интеллектуальной собственности, как можно было ожидать, а по влиянию на бизнес в России правил для прямых иностранных инвестиций (129-е место). Речь, видно, о тех самых стратегических отраслях, куда иностранцам у нас вход практически заказан. Вот ведь где коса на камень.

Из приятного. Конечно, места, которые нам отвели в разделе «Инновации», хотелось бы иметь повыше, но отметим, что из 7 индикаторов нас здесь «прокатил» только один – «государственные закупки высокотехнологичной продукции» (66-е место).

И последнее. Легко разглядеть показатели, по которым мы стоим на самой макушке глобальной конкурентоспособности экономик. В общем по части малярии мы впереди планеты всей...