Консолидированная отчетность группы предприятий

| статьи | печать

Одним из перспективных направлений развития бизнеса является создание групп предприятий, связанных между собой экономически, но одновременно остающихся самостоятельными юридическими лицами, – концернов или холдингов, в которых одна компания, называемая головной или материнской, контролирует одну или несколько других. При этом возникает новая самостоятельная экономическая единица, в которой дочерние, зависимые и совместные (совместно контролируемые) предприятия занимают положение экономически несамостоятельных подразделений. Для получения реальной картины функционирования такой группы предприятий требуется особый вид корпоративной отчетности – консолидированная отчетность, составленная с использованием специальных методов, устраняющих общие статьи и двойной счет.

 

О целях, необходимости и важности составления консолидированной отчетности

Константин Нечитайло, эксперт отдела консалтинга по бизнес-аналитике компании SAP СНГ:

– Консолидированная отчетность, как правило, формируется в рамках холдингов, которые состоят из нескольких малых и крупных предприятий. Она отражает финансовое состояние холдинга как единого целого. Соответственно целью формирования консолидированной отчетности является получение целостной картины реального финансового состояния дел холдинга как единого организма.

Если в западных странах формирование консолидированной отчетности закреплено на законодательном уровне, то в России получение консолидированной отчетности необязательно. В рамках РСБУ у нас существует только один Приказ Минфина России от 30.12.96 № 112 «О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности», который имеет рекомендательный характер для получения этого вида отчетности.

На данный момент российские холдинги создают консолидированную отчетность или для акционеров, или для руководства, или для того, чтобы выйти на международный рынок и котироваться на биржах. То есть эта отчетность – одна из составляющих успеха компании.

В начале 90-х годов подобная отчетность в нашей стране составлялась довольно редко, для ее получения использовались чаще всего таблицы Excel или свои «самописные» программы. Постепенно российские компании стали выходить на рынок информационных технологий и приобретать для этих целей различные системы, наследуя тем самым опыт западных компаний.

Собственные программные продукты, которые уже имелись на предприятиях, или тот же Excel просто не выдерживали объемы данных и давали сбои. Руководители компаний поняли, что им необходимы некие единые хранилища информации.

Крупные компании внедрили у себя решение SAP Business Information Warehouse (SAP BW), которое предназначено для хранения большого объема информации и на котором базируется продукт по формированию консолидированной отчетности – решение для стратегического управления предприятием SAP Business Consolidation System (SAP SEM-BCS).

На Западе многие компании, например, Siemens, Volkswagen и другие консолидируют свою отчетность на базе этих решений. Среди российских компаний успешно использует решение SAP по консолидации Группа «ЛУКОЙЛ», что помогло ей консолидировать свою отчетность для выхода одной из первых на Лондонскую биржу.

Используя международный опыт и методологию, которые приходили вместе с информационными системами, компании начали расширять и углублять все виды отчетностей, в том числе и консолидированную. Очень важно, что фактически вместе с программным обеспечением они получают и методологию сбора информации от дочерних компаний в целях получения консолидированной отчетности. Более того, те алгоритмы, лучшие практики, которые уже заложены в программный продукт, дают возможность формировать консолидированную отчетность, в том числе и по международным стандартам, включая МСФО и различные GAАP.

Следует отметить, что наряду с крупными компаниями, в состав которых входит несколько юридических лиц, составлять управленческую консолидированную отчетность можно и для одного предприятия.

Например, сформировать консолидированную отчетность по различным местам возникновения прибыли. В этом случае предприятие само вырабатывает правила консолидации. Такая управленческая консолидированная отчетность, как правило, интересует непосредственно руководство предприятия и акционеров. Но на биржи она обычно не направляется.

 

Целостный взгляд на группу компаний

Алексей Зверев, руководитель направления корпоративных информационных систем компании МКСКОМ:

– С точки зрения собственников и руководства компании основной целью финансово-экономических служб является предоставление своевременной и достоверной информации о потоках денежных средств, состоянии активов и пассивов предприятия, доходах и расходах компании. При этом информация требуется как детальная по каждому направлению деятельности, продукту, менеджеру, так и обобщенная в целом по бизнесу.

Собрать ее, особенно с помощью информационных систем, сегодня умеют многие – и бухгалтеры, и экономисты. Но надо признать, что корректно обобщить финансово-экономические данные, провести их качественный анализ могут далеко не все финансово-экономические работники. Недостаток квалификации особенно проявляется, если компания имеет сложную организационную структуру, ведет внутренний хозрасчет, бюджетирование по центрам финансовой ответственности, имеет обособленные подразделения, отдельные юридические лица в составе компании, региональную сеть.

Рассмотрим для примера холдинг, включающий в свой состав несколько юридических лиц: производственные предприятия, торговые, логистические. Допустим, что доля владения со стороны группы различными предприятиями будет от 30 до 100%.

Для получения обобщенной информации по всем предприятиям необходимо сложить их активы, пассивы, доходы, расходы, потоки денежных средств. Однако владельцам и руководителям бизнеса необходим взгляд на показатели группы как на показатели одной фирмы. Поэтому простая операция сложения не даст корректной информации для принятия управленческих решений.

Во-первых, доля владения некоторыми предприятиями составляет не 100%, а значит, в общую прибыль должна включаться только часть их прибыли. Аналогично – доходы и расходы. То же касается активов и пассивов, если со стороны группы не может осуществляться полный контроль над дочерней компанией.

Во-вторых, при суммировании необходимо уменьшать общие доходы, расходы и остатки задолженностей на те суммы, которые отражают операции между компаниями, входящими в группу.

Так, допустим, производственная компания «А» за 9 месяцев 2008 г. получила выручку в размере 20 млн руб., в том числе 5 млн руб. от операций с торговым домом «Б».

Выручка торгового дома «Б» за этот же период составила 30 млн руб. Общая выручка с точки зрения группы, в которую входят компании «А» и «Б», составит 20 + 30 – 5 = 45 млн руб., а не 50 млн руб.

На первый взгляд проблемы обобщения финансово-экономических данных группы компаний не являются чем-то сложным и требующим особого внимания. И действительно, при небольших объемах операций между дочерними компаниями задача обобщения решается вручную, силами одного специалиста. Однако, когда объем операций внутри группы велик (неважно, в группу входят только 5 компаний или несколько сотен), возникает необходимость автоматизации процесса сбора информации по каждой компании, ее обобщения, контроля и анализа, то есть автоматизации формирования консолидированной отчетности.

Речь идет не об использовании электронных таблиц, хотя они повсеместно применяются в практике отечественных предприятий. При больших объемах информации нужны более эффективные инструменты, позволяющие, во-первых, ускорить подготовку консолидированной отчетности, а во-вторых, снизить возможность ошибок и искажения финансовой информации.

Например, для автоматизации процесса подготовки консолидированной отчетности по МСФО в группе компаний «Синергия» (один из лидеров алкогольного рынка России) использовался специализированный программно-методический комплекс «1С:Консолидация». Эта программа позволила автоматически проводить камеральные проверки отчетов дочерних компаний, сверку по внутригрупповым операциям. Методика трансформации и консолидации была зафиксирована в системе, что позволило стандартизировать эти процессы и сократить риск ошибок. Также система самостоятельно вводит часть трансформационных корректировок, и пользователю нужно только контролировать результат. После завершения консолидации вся информация доступна для анализа, обеспечивается расшифровка всех показателей. Поэтому информационная система используется не только для получения отчетности, но и для прохождения аудиторской проверки.