Информация: «тайная» и явная

| статьи | печать

Последнее время у многих на слуху такие словосочетания, как «информационная прозрачность общества», «раскрытие информации эмитентом». Что же под всем этим подразумевается? Какую информацию об обществе могут получить акционеры?

Информационная прозрачность – это предусмотренные законом или наилучшей практикой корпоративного управления (поведения) стандарты раскрытия информации об акционерном обществе и его деятельности. Под этим подразумевается, что акционерное общество – эмитент обязано обеспечивать свободный доступ любого заинтересованного лица к достоверным данным о финансово-хо­зяй­ственной деятельности ком­пании, структуре ее органов управления, сведениям о существенных фактах и прочей информации, перечень которой установлен законодательством и внутренними документами ком­пании.

Акционерные общества, разместившие свои ценные бумаги на фондовом рынке, как правило, берут на себя повышенные обязательства по раскрытию информации о себе и своей деятельности акционерам, другим инвесторам и заинтересованным лицам. Для достижения информационной прозрачности они воплощают в своей информационной политике следующие принципы:

  • регулярность – постоянное и систематическое предоставление инвесторам и заинтересованным лицам информации о компании путем использования всех средств информирования, имеющихся в ее распоряжении;
  • оперативность – обеспечение максимально коротких сроков информирования инвесторов и заинтересованных лиц о наиболее существенных событиях и фактах, способных повлиять на финансово-хозяйственную деятельность компании, а также затрагивающих интересы инвесторов и (или) заин­те­ре­со­ванных лиц;
  • доступность – использование компанией каналов распространения информации о компании, обеспечивающих свободный, необременительный и наименее затратный доступ инвесторов и заинтересованных лиц к раскрываемой информации;
  • достоверность – предоставление инвесторам и заинтересованным лицам информации, соответствующей действительности, а также обеспечение контроля со стороны компании за тем, чтобы распространяемая информация не была искажена или не являлась ошибочной;
  • полнота – предоставление информации, достаточной, чтобы сформировать наиболее полное представление инвесторов и заинтересованных лиц по интересующему их вопросу;
  • сбалансированность – обеспечение компанией разумного баланса открытости и прозрачности, с одной стороны, и конфиденциальности – с другой, в целях максимальной реализации прав инвесторов на получение информации, но при условии строгого соблюдения интересов общества в части ограничения доступа к информации, составляющей служебную и коммерческую тайну общества;
  • равноправие – обеспечение равных прав и возможностей в получении информации для всех акционеров, за исключением, предусмотренным законодательством;
  • защищенность информационных ресурсов – право компании использовать разрешенные законодательством способы и средства защиты информации, составляющей служебную и коммерческую тайну общества;
  • объективность – при освещении своей деятельности компания не должна уклоняться от раскрытия негативной информации о себе, которая является существенной для инвесторов и заинтересованных лиц.

 

УЧТИ, АКЦИОНЕР!

Перечень информации, которую обязана раскрывать публичная компания, регламентирован федеральными законами «Об акционерных обществах» (далее – ФЗ «Об АО») и «О рынке ценных бумаг» (далее – ФЗ «О РЦБ»), а также Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, ут­вержденным Приказом ФСФР России от 10 октября 2006 г. № 06-117/пз-н (далее – Положение).

 

Остаться в тени или выйти в свет?

Для чего акционерной компании публично раскрывать такие жизненно важные сведения, ведь хорошо известно, куда ведет дорога, выстланная благими намерениями? Многие компании полагают (и надо отдать должное – зачастую небезосновательно), что излишняя информационная прозрачность может навредить бизнесу. Свободный доступ к сведениям о финан­сово-хо­зяй­ственной деятельности ком­пании, ее реальных владельцах и крупных акционерах, о структуре управления и инвестиционных планах может оказаться мощным оружием в конкурентной борьбе или привлечь внимание рейдеров (корпоративных захватчиков). А это чревато потерей бизнеса. Поэтому некоторые топ-менеджеры не спешат раскрывать информацию о своей компании или обнародуют лишь малую ее часть (а то и намеренно искажают данные), стараясь как можно более виртуозно обходить требования законодательства и избегать санкций.

Действительно, за нарушение требований о предоставлении и раскрытии информации предусмотрена как административная ответственность (наложение штрафа на должностных лиц компании и само общество), так и уголовная.

Тем не менее описанная «интимофобия» (боязнь информационной открытости) вне зависимости от причин, ее вызывающих, – удел небольших компаний, стремящихся всеми силами избежать потери корпоративного контроля. У крупных публичных компаний плюсов от информационной прозрачности и стимулов к ее повышению несоизмеримо больше.

Дело тут в следующем. Во-первых, грамотная информационная политика – это залог успеха современной корпорации. Играя на рынке с «раскрытыми картами», гораздо проще завоевать доверие потенциальных инвесторов, что способствует повышению инвестиционной привлекательности компании и росту ее капитализации. Во-вторых, для открытой корпорации горит «зеленый свет» в получении крупных заимствований, ей проще поддерживать ликвидность своих ценных бумаг. Соответственно акции такого общества будут расти в цене и стабильно приносить дивиденды своим владельцам.

 

УЧТИ, АКЦИОНЕР!

Злостное уклонение от предоставления информации, содержащей данные об эмитенте, его финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах, а также сделках и иных операциях с ценными бумагами, лица, обязанного обеспечить указанной информацией инвестора или контролирующий орган, либо предоставление заведомо неполной или ложной информации (если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству) наказываются штрафом в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от года до двух лет (ст. 185.1 Уголовного кодекса РФ).

 

Равенство не для всех

Публичные компании, как правило, закрепляют в своих внутренних документах обязательство обеспечивать равенство прав и возможностей акционеров на получение информации об обществе. Этот принцип включает в себя следующие важные положения:

  • одинаковый объем информации об обществе, который может получить любой акционер, независимо от количества принадлежащих ему акций;
  • обеспечение одинаковой для каждого акционера про­цедуры получения информации, включая порядок, сроки предоставления информации, сумму оплаты за изготовление копий документов и т. п.

Вместе с тем во внутренних документах обществ нередко встречается оговорка, что принцип равенства прав и возможностей акционеров на получение информации об обществе реализуется «за исключениями, предусмотренными законодательством».

Что же это за исключения?

Законодательство РФ в ряде случаев ставит право акционера на получение того или иного объема информации в зависимость от количества принадлежащих ему акций.

«К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества» (п. 1 ст. 91 ФЗ «Об АО»).

Для применения данной нормы необходимо выяснить точное значение термина «документы бухгалтерского учета», поскольку в силу п. 1 ст. 89 и п. 1 ст. 91 ФЗ «Об АО» к документам «бухгалтерской отчетности» имеет право доступа любой акционер независимо от количества принадлежащих ему акций.

 

ГЛОССАРИЙ

«Заинтересованные лица» – потенциальные инвесторы общества и профессиональные участники рынка ценных бумаг;

«инвестор» – акционер (владелец акций) общества или владелец иных эмиссионных ценных бумаг общества (например, облигаций);

«лента новостей» – информационный ресурс, обновляемый в режиме реального времени и предоставляемый информационным агентством и/или иной организацией, имеющей статус средства массовой информации;

«раскрытая информация» – информация, которая предоставлена акционерам и (или) заинтересованным лицам в порядке, способами и формами, предусмотренными законодательством, уставом и внутренними документами общества;

«раскрытие информации» – обеспечение ее доступности акционерам и заинтересованным лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.