Управление сервисами

ИТ-аутсорсинг помогает противодействовать негативным явлениям в условиях нестабильной экономики
| статьи | печать

Аутсорсинг как вид сервисных услуг завоевывает и в России все более прочные позиции. Он становится одним из важных инструментов достижения оперативных и стратегических целей для многих предприятий различных отраслей, так как позволяет им концентрировать свои усилия на основном бизнесе и передать непрофильные процессы в управление внешним компаниям.

Еще совсем недавно шли разговоры о том, что отечественные предприятия не хотят получать услуги ИТ-аутсорсинга, а компании ИТ-индустрии не готовы их оказывать.

Сегодня, по словам Сергея Македонского, президента НП «АСТРА», генерального директора in4media, стали очевидны тенденции существенного увеличения объемов бизнеса в сфере ИТ-аутсорсинга и интереса к нему со стороны заказчиков. Динамика развития аутсорсинга на протяжении последних лет значительно превосходит темпы роста всего рынка ИТ в России и в мире. Ежегодные темпы прироста российского рынка ИТ-аутсорсинга выросли до 60%.

Мировой объем рынка аутсорсинга, по данным Forrester Research, вырос в 2007 г. на 12% и достиг 476 млрд. долл. У нас есть к чему стремиться.

Там давно оценили преимущества аутсорсинга. Инициатором передачи в управление отдельных видов деятельности внешним компаниям является обычно собственник бизнеса. Контракты заключаются на 5—10 лет. При этом системные интеграторы сопровождают несколько десятков ИТ-процессов и обслуживают до 20 тыс. рабочих мест.

Наши компании заключают договоры на аутсорсинговые работы обычно на 1 год с возможностью для поставщика ИТ-услуг их пролонгации в лучшем случае до 3 лет или нового тендера. По окончании действия договора компания должна будет все делать сама, нанимая дополнительный штат сотрудников, или заключать новый договор.

Российский опыт использования аутсорсинга выявил ряд проблем системного характера, которые заключаются в отсутствие:

правового поля и самого понятия «аутсорсинг» в законодательстве РФ;

регламентированной методологии, индустриальных стандартов проведения работ, ценообразования;

объективной независимой информации и профессиональных кадров;

возможности выкупа ИТ-инфрастуктуры;

координации усилий государства, ИТ-бизнеса и компаний-заказчиков;

страхования рисков аутсорсинговых контрактов.

Все это порождает взаимное недоверие. Вероника Тараба, заместитель генерального директора компании «КРОК» отмечает, что можно говорить об одном и том же, не понимая друг друга. У каждого поставщика ИТ-услуг своя методология и терминология. Поэтому непонятно, какими конкретными действиями наполнена та или иная услуга, от чего зависит ее цена.

Преодолеть такого рода проблемы и сформировать в России цивилизованный рынок ИТ-аутсорсинга можно только коллективными усилиями поставщиков и заказчиков ИТ-услуг, страховых и консалтинговых компаний, государства.

Катализатором объективных рыночных процессов и призвано выступить новое объединение профессиональных участников рынка Ассоциация стратегического аутсорсинга «АСТРА».

ИТ-аутсорсинг особенно в условиях нестабильности мировой экономики помогает активно и гибко противодействовать негативным явлениям. Это не только использование современных качественных ИТ-ресурсов «по запросу» в необходимом объеме, рассрочка и отсрочка платежей, оперативная масштабируемость бизнеса, повышение производительности труда, увеличение капитализации через вывод на аутсорсинг непрофильных активов, но и снижение расходов, связанных с ИТ, поиском и наймом персонала. Главное, аутсорсинг — это возможность сконцентрироваться на основном бизнесе.

По словам Андрея Короткова, д.э.н. АНХ при Правительстве РФ, зародилась новая отрасль знаний, которая называется управлением сервисами. Это более широкое понятие, чем ИТ-аутсорсинг. Недоверие, неграмотность, отсутствие широко разрекламированных положительных примеров являются высоким барьером, который надо преодолеть. Необходимо объяснять важность прозрачности ведения бизнеса для выживания экономики в условиях жесточайшей конкуренции. Это приведет к внедрению инновационных моделей бизнеса и позволит сделать стратегический рывок вперед. ИТ-аутсорсинг всемерно содействует этому. Если работа Ассоциации будет успешной, то она найдет понимание и поддержку у представителей других сфер предоставления услуг, так как по большому счету модели оказания услуг одни и те же.

 

ПРЕИМУЩЕСТВА АУТСОРСИНГА:

  • снижение расходов и налогов;
  • прогнозируемость затрат;
  • повышение прозрачности бизнеса;
  • повышение безопасности бизнеса;
  • повышение качества выполнения функции;
  • снижение рисков;
  • экономия площадей и территорий;
  • повышение управляемости;
  • концентрация на профильном бизнесе.