Не деньги нам нужны, а полномочия

| статьи | печать
Не деньги нам нужны, а полномочия

За пять лет после принятия Закон о местном самоуправлении доказал свою необходимость, дееспособность и перспективность. ­Работа за это время проделана серьезная. Но много еще остается проблем, требующих незамедлительного решения.

Все годы реализации Федерального закона о местном самоуправлении (от 06.10.2003 № 131-ФЗ) нас, глав муниципалитетов, отлучают от экономики наших территорий. Может, для сельских поселений это не принципиально. Но существование самого большого в России муниципального образования – города Новосибирска с населением почти 1,5 млн жителей и его огромным научно-производственным потенциалом – немыслимо без развития экономики и науки.

Однако у местной власти даже стимулов нет для выработки и осуществления собственной экономической программы. В честь чего, например, мэрии поддерживать завод имени В.П. Чкалова, выполняющий оборонный заказ, ведь от участия города в экономическом становлении предприятия в местный бюджет ничего не поступит.

А по Закону о местном самоуправлении муниципалитеты не имеют полномочий на осуществление научной и промышленной политики. Более того, стоит только даже по согласованию с областными органами государственной власти проявить инициативу и заложить в городской бюджет 50 млн руб. на поддержку промышленности, как прокуратура тут же напоминает об отсутствии в Законе таких полномочий у муниципального образования.

Мы, говорю уже как руководитель Ассоциации, объединяющей 86 сибирских и дальневосточных городов, просим государственную власть – исполнительную и законодательную: пропишите в Законе за нами полномочия. Не надо нам даже денег на это – сами справимся. Новосибирск, в частности, крупный научно-промышленный центр страны с достаточной налогооблагаемой базой. Но нас не слышат.

За 5 прошедших лет столько уже наговорено нами, что диву даешься, почему очевидные проблемы не решаются. То ли мы дурно говорим, то ли что-то недопонимаем.

Есть советы по местному самоуправлению у Председателя Госдумы России и у Председателя Совета Федерации, в обеих парламентских палатах сформированы комитеты по вопросам местного самоуправления, появился Совет при Президенте. Они нас регулярно собирают, мы чего-то там говорим, а проблемы не разрешаются. И самое обидное, что никто ничего не объясняет.

Пора переходить к действенным формам диалога с государ­ственной властью. Иначе так и будем пребывать в раздумье, какой федеральный закон выполнять: тот, который призывает стоять, или тот, что предписывает идти. К примеру, до 1 января 2009 г. муниципалитеты должны избавиться от собственного имущества, а еще полгода потом – до 1 июля 2009 г. соблюдать принцип преимущественного права малого и среднего бизнеса на выкуп арендуемых им помещений, уже исключенных по закону из реестра муниципальной собственности.

Еще один пример. Можно сказать, что в свое время мы выстрадали Федеральный закон по жилищно-коммунальному хозяйству (от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ»), а в результате попали в несуразное положение. Федеральную помощь полагается при наличии не менее 5% ТСЖ от общего количества управляющих компаний в отрасли. А чтобы подать заявку на 2009 г., надо 10%, на 2010 г. – уже 20%. Ну кто решил, что товарищества собственников жилья – наилучшая форма управления в жилищно-коммунальном комплексе? А право выбора способа управления собственностью законодательно закреплено за жителями муниципального образования.

Свои предложения о внесении первоочередных изменений в федеральное законодательство Ассоциация сибирских и дальневосточных городов направила в Государственную Думу России. Надеемся, что они будут рассмотрены до конца года. С тем чтобы поправки вступили в силу к началу реализации Закона о местном самоуправлении в полном объеме.

 

СПРАВКА «ЭЖ»

  • 17,4 тыс. руб. – среднемесячная зарплата работников на крупных и средних промышленных предприятиях Новосибирска в январе – сентябре 2008 г.;
  • 111,8 млрд руб., или 32%, – рост объемов отгрузки продукции крупными и средними предприятиями города в январе – сентябре 2008 г. по сравнению с показателями за 9 месяцев 2007 г.;
  • 16,5 тыс. руб. – среднемесячная зарплата в обрабатывающих производствах в январе – сентябре 2008 г.;
  • 75,7 млрд руб., или 26,7%, – рост объемов отгрузки готовой продукции обрабатывающих производств за 9 месяцев 2008 г. против 9 месяцев 2007 г.

ИСТОЧНИК: НОВОСИБИРСКОБЛСТАТ

 

ЦИТАТА

 

Дмитрий Медведев, Президент Российской Федерации:

«Фундаментально значимым для нашего общества стало введение института местного самоуправления и укрепление федеративных начал государства. Вы знаете: государственная политика в этих вопросах во многом осуществлялась путем «проб и ошибок» – с учетом опыта других государств и сложившихся в мире форм федерализма. Но ведь такой многосубъектной, многонациональной и многоконфессиональной федерации, как Россия, в мире больше не существует. Поэтому то, что мы сегодня делаем, делаем действительно впервые.

Напомню, что 1 января 2009 года заканчивается переходный период, установленный для введения в действие всех положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Но совершенствование этого законодательства будет продолжаться».

Из Послания Федеральному
Собра
нию Российской Федерации