Расходы на безопасность учитываются равными долями

| статьи | печать

Минфин в своем Письме от 14.10.2008 № 03-03-06/1/579 рассказал о налоговом учете расходов по разработке планов, связанных с ликвидацией последствий аварий на опасном производственном объекте.

По мнению Минфина, расходы по разработке планов, связанных с ликвидацией последствий аварий на опасном производственном объекте, следует относить в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Такие затраты учитываются в составе расходов равными долями в течение всего срока действия плана.

Такой вывод Минфина вполне обоснован. Ведь согласно подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы на обеспечение мер по технике безопасности, предусмотренные законодательством РФ.

За организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, законодательно закреплена обязанность планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на таком объекте. Такое требование изложено в ст. 10 Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». При этом планирование данных мероприятий организации должны осуществлять на определенный срок, по истечении которого планы подлежат пересмотру. Получается, что по своей экономической сути расходы на разработку планов по ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте являются расходами будущих периодов.

В налоговом учете расходы признаются в том периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок. При этом НК РФ допускает в случаях, когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, распределять расходы налогоплательщиком самостоятельно.

Поскольку запланированные мероприятия по ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте осуществляются организацией в течение определенного срока, расходы на их планирование нельзя списать одномоментно (ст. 272 НК РФ). Поэтому списывать такие расходы необходимо равными долями в течение всего срока действия плана.

Например, план мероприятий по ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте составлен на 2 года. В этом случае в расходы ежемесячно списывается 1/24 от общей суммы затрат на разработку такого плана.