Предпринимателями... рождаются?

| статьи | печать

Американские статистические исследования показывают, что средний основатель успешного предприятия – женатый мужчина, имеющий диплом колледжа и опыт создания делового предприятия. Он был старшим ребенком в семье. Первый серьезный успех пришел к нему в 30 с небольшим. Он стремится к независимости, амбициозен, уверен в своих силах, готов идти на риск, энергичен. Начиная дело, сталкивается с нехваткой ссудного капитала и слабостью маркетингового механизма, а при осуществлении текущих операций – с трудностями регулирования потоков наличности и слабой материальной поддержкой.

Тем не менее ответ на вопрос, кто становится предпринимателем, будет парадоксальным – кто угодно. Предприниматели бывают разного возраста, внешности, с разными чертами характера. Точную характеристику преуспевающего предпринимателя дать невозможно. Однако у предпринимателей есть много общего. Это свойства характера, именуемые характеристиками предпринимателя, и мотивы, которыми тот руководствуется.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ:

  • ориентация на нововведения, освоение нового, творчество;
  • способность предвидения, деловая интуиция;
  • умение привлекать ресурсы;
  • самостоятельность, волевые качества, стремление к победе, лидерство;
  • склонность к риску – способность действовать в условиях неопределенности, готовность брать на себя риск.

 

Предприниматель обладает опытом и психологическими чертами, необходимыми для свободного хозяйственного творчества. Первые четыре черты характера типичного предпринимателя можно считать очевидными. Последняя характеристика пришла из психологии, она подтверждена опытами в середине ХХ в. и считается неотъемлемой чертой предпринимателя.

Необходимым качеством предпринимателя является умение работать в условиях неопределенности. Предприниматели, начиная дело, рискуют. Они знают, что успех не гарантирован. Если их планы не оправдаются, они потеряют деньги, время, прочие ресурсы. Предприниматели идут на риск и при этом «спят спокойно».

Далеко не всем людям нравится работать в условиях неопределенности. При этом предприниматели не похожи на азартных игроков, поскольку склонны минимизировать риск всеми доступными средствами и часто являются очень осторожными людьми. Склонность к риску – это только необходимое условие, одно из средств достижения успеха. Недаром англичане говорят: «No risk, no glory».

Мотивы предпринимателя – это силы, которые движут им: «Кто зачем: кто с перепою, а кто сдуру в пекло лез» (В. Высоцкий). Почему предприниматели делают то или иное, почему их энергия направлена на что-то определенное, почему они ведут себя не совсем так, как другие люди?

Существует ряд причин, по которым люди хотят стать владельцами собственного дела. Основные – личная независимость, прибыль, собственные идеи, возможность стать «начальником» и участвовать во всей деятельности самому, а для некоторых – возможность увлекательной и интересной работы.

 

«ДВИГАТЕЛИ» ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ:

  • идея,
  • самостоятельность,
  • прибыль,
  • потребность в достижениях.

 

У каждого предпринимателя какой-либо мотив может быть главным, хотя в целом отдать предпочтение какому-либо трудно. Раньше главным считался мотив прибыли, теперь все больше ученых и практиков отдают предпочтение самостоятельности и идее.

 

Рассмотрим данные мотивы более подробно.

Идея. «Рабочий – раб машины, капиталист – раб идеи», – говорил полтора столетия назад П.-Ж. Прудон, французский социалист-анархист. К. Боровой, один из первых успешных предпринимателей новой России, утверждал это же по-другому: «Многие предприниматели никогда не сознаются в том, что у них именно такие причины поведения – интерес к делу и безразличие к деньгам как результату, – они стесняются этого».

Зачастую предприниматели одержимы какой-либо идеей: облагодетельствовать человечество новой кофеваркой или новым социальным механизмом, например. Прибыль для них скорее средство, чем цель. Трудно представить, что большинство гигантских фирм начинали жизнь с незначительных шагов. Многие представители крупного бизнеса открывали свое дело, располагая лишь идеей и амбициями. Если, к примеру, предлагался просто новый сорт мыла, то оригинальной была идея его продвижения на рынок или в основе лежали новые приемы менеджмента. «Бизнесмен, который не делает ничего, кроме денег, – это худший тип бизнесмена» (Г. Форд).

Стремление к самостоятельности. «Вы становитесь предпринимателем в тот момент, когда отказываетесь быть служащим» (Ф. Мишлен, один из крупнейших французских бизнесменов). Тот, кто успешно работал на свой страх и риск, насладился свободой принятия решений. Часто он после этого не может работать подчиненным. Стремление к самостоятельности – мощный мотив предпринимательства. Недаром многие мелкие предприниматели получают доход меньший, чем могли бы зарабатывать, будучи наемными работниками. Й. Шумпетер выделял в качестве мотива предпринимателя радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел.

Стремление к прибыли. «Настоящий предприниматель никогда не будет стремиться к прибыли» (В. Ратенау). Россиянам пока трудно признать, что мотив прибыли для предпринимателя не всегда самый главный. Для многих из них прибыль не цель, а средство. Но потому, что это главное средство, без которого успеха не будет, на поверхности стремление к прибыли весьма заметно. Воздействуя на потенциальную величину прибыли, можно направить усилия многих предпринимателей в ту или иную сторону. Остальные мотивы индивидуальны, поэтому одновременное воздействие на них невозможно. Именно поэтому в экономической теории целью фирмы считают прибыль.

Потребностью в достижениях назвал американский психолог Д. Макклелланд то, что еще Й. Шумпетер выделил у типичного предпринимателя – это потребность в господстве, власти, влиянии, воля к победе, стремление к успеху, достигнутому в борьбе с соперниками и с самим собой. За это предпринимателям приходится расплачиваться отсутствием свободного времени, постоянной вовлеченностью в свое дело. «У бизнеса есть праздники, но нет выходных». Недаром предприниматели часто «сгорают на работе». Предприниматель живет своим делом. В реализации задуманного чаще всего и заключается награда.