НДФЛ с подарков и рассрочка по НДС

| статьи | печать
НДФЛ с подарков и рассрочка по НДС

Вручение сотрудникам ценных подарков, например, ко дню рождения – нормальная практика для многих работодателей. Но дорогой подарок налоговые органы расценивают как доход. Кто должен позаботиться об уплате налога?

Новый порядок уплаты авансовых платежей по НДС сразу вызвал вопросы на практике. На кого распространяется действие закона?

На вопросы отвечают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Татьяна Тюфтина и Лариса Ананьева.

 

Кто должен платить налог на доходы физических лиц с подарков сотрудникам и деловым партнерам предприятия, если стоимость одного подарка превышает 4000 руб.? Нужно ли подавать сведения о таком доходе в ИФНС?

С 1 января 2008 г. п. 1 ст. 228 НК РФ дополнен подп. 7, из буквального прочтения которого следует, что физические лица, получающие доходы в денежной и натуральной форме в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных п. 18.1 ст. 217 НК РФ (где речь идет о подарках от физических лиц), должны рассчитать и уплатить НДФЛ самостоятельно. Получается, что при вручении физическим лицам подарков организация больше не должна удерживать НДФЛ, вести учет данных доходов в карточках 1-НДФЛ, подавать в налоговые органы сведения о доходах физических лиц по форме № 2-НДФЛ, поскольку в данном случае НК РФ не возлагает на организацию функцию налогового агента.

Однако после внесения данной нормы в Кодекс специалисты налоговых органов высказывали мнение, что данная норма должна применяться к случаям, когда при дарении нет налогового агента, например при дарении недвижимости или автомобиля другим физическим лицом. А если дарителем является организация, то она обязана выступить в роли налогового агента и удержать НДФЛ.

Но Минфин России в своих письмах от 08.10.2008 № 03-04-06-01/295, от 27.10.2008 № 03-04-06-01/316 и от 11.11.2008 № 03-04-05-01/418 разъяснил, что подп. 7 п. 1 ст. 228 НК РФ применяется при любом дарении, за исключением случаев, предусмотренных п. 18.1 ст. 217 НК РФ. То есть организация, от которой физическое лицо (как являющееся ее работником, так и не являющееся таковым) получает доходы в денежной и натуральной форме в порядке дарения, не является налоговым агентом в отношении таких доходов данного физического лица и, следовательно, налогоплательщик должен самостоятельно исчислить сумму налога, представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию и уплатить исчисленный налог в соответствующий бюджет.

Несмотря на то что письма Минфина РФ являются ответами на частные вопросы, полагаем, что до внесения изменений в Налоговый кодекс организация может смело ориентироваться на них. Ведь де-факто подписавший письмо замдиректора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В. Разгулин просто подтвердил, что, пока действует именно эта редакция данного пункта Кодекса, говорить о том, что законодатель имел в виду не совсем то, что написал, некорректно.

Вывод: действующая редакция Налогового кодекса не возлагает обязанность налогового агента на организации, осуществляющие операции дарения физическим лицам. Организации должны прямо следовать требованиям Кодекса, а значит, не должны в этом случае удерживать НДФЛ и подавать сведения о подарках в налоговые органы.

 

Надо ли платить авансовые платежи в бюджет по НДС и когда это правило вступило в силу?

Федеральный закон от 13.10.2008 № 172-ФЗ «О внесении изменения в ст. 174 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 172-ФЗ), согласно которому уплата НДС за налоговый период должна производиться равными долями не позднее 20-го числа каждого из следующих за этим периодом 3 месяцев, опубликован в «Российской газете» 14.10.2008. Она является источником официального опубликования федеральных законов согласно ст. 4 Федерального закона от 14.06.94 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (далее – Закон № 5-ФЗ).

Согласно ст. 6 Закона № 5-ФЗ федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

В ст. 2 Закона № 172-ФЗ предусмотрено, что указанный Федеральный закон вступает в силу с момента его официального опубликования, а положения абз. 1 п. 1 ст. 174 ч. 2 НК РФ (в редакции Закона № 172-ФЗ) распространяются на отношения по уплате налога за налоговые периоды начиная с III квартала 2008 г.

Однако в п. 1 ст. 5 НК РФ закреплено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

Вместе с тем согласно п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Таким образом, до внесения изменений в п. 1 ст. 174 НК РФ налогоплательщики были обязаны уплатить налог на добавленную стоимость, исчисленный за III квартал 2008 г. в соответствии с положениями гл. 21 НК РФ, в полной сумме в срок до 20 октября 2008 г. Изменения, внесенные в ст. 174 НК РФ и распространившиеся на отношения по уплате налога за налоговые периоды начиная с III квартала 2008 г., по сути, улучшили положение налогоплательщиков, предоставив им возможность заплатить исчисленный за квартал налог не одной суммой до 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, а уплатить эту сумму тремя равными долями не позднее 20-го числа каждого из следующих за налоговым периодом 3 месяцев, если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ.

То есть исчисленный налог за III квартал 2008 г. налогоплательщики, начиная с даты вступления Закона № 172-ФЗ в силу, уже могут заплатить по частям по срокам: не позднее 20 октября (1/3 исчисленной суммы), не позднее 20 ноября (1/3 исчисленной суммы), не позднее 20 декабря (1/3 исчисленной суммы).

Обращаем ваше внимание, что равными долями в течение 3 месяцев уплачивается фактически исчисленная сумма налога по итогам налогового периода. Никаких авансовых платежей по НДС норма п. 1 ст. 174 НК РФ в новой редакции не предполагает.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена налогоплательщиком в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Поэтому, если налогоплательщик заплатит полностью всю сумму исчисленного за III квартал налога до 20 октября (как было установлено до внесения изменений в п. 1 ст. 174 НК РФ), нарушений по уплате налога не возникнет.

Кроме того, Письмом от 29.10.2008 № ШС-6-3/782@ ФНС России разъяснила порядок уплаты НДС для отдельных категорий налогоплательщиков.

Так, организации, находящиеся на УСН, не должны применять новый порядок, если они выставляют покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС. Они по-прежнему платят НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые агенты, реализующие в России товары иностранных организаций, не состоящих в России на учете, должны по-прежнему уплачивать НДС одновременно с перечислением денежных средств иностранным компаниям. Поскольку новый порядок уплаты НДС распространяется на отношения начиная с III квартала 2008 г., он также не применяется при уплате налога по уточненным налоговым декларациям за предшествующие периоды. Также новый порядок не распространяется на уплату НДС при ввозе товаров из Республики Беларусь.

Вывод: НК РФ не содержит норм, обязывающих налогоплательщика уплачивать авансовые платежи по налогу на добавленную стоимость в налоговом периоде, исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг).

В соответствии с изменениями, внесенными в п. 1 ст. 174 НК РФ Законом № 172-ФЗ, начиная с уплаты НДС, исчисленного за III квартал 2008 г., налогоплательщики производят уплату НДС, исчисленного по итогам истекшего налогового периода, равными долями не позднее 20-го числа каждого из 3 месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ.

Порядок уплаты авансовых платежей, установленный Законом № 172-ФЗ, распространяется не на все категории налогоплательщиков.