Аудиторы будут работать без лицензии

Но пока не ясно, когда это произойдет
| статьи | печать
Аудиторы будут работать без лицензии

Наступление Нового года аудиторы ожидали с тревогой: на 1 января 2006 года была запланирована отмена лицензирования их деятельности (Федеральный закон от 02.07.2005 № 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и КоАП РФ»).

В то же время никакой новый механизм контроля за аудиторскими фирмами Федеральным законом от 02.07.2005 № 80-ФЗ не вводится.

Такая ситуация вызывает опасения не только у самих аудиторов, но и у их клиентов. Первые понимают, что это грозит усилением конкуренции на рынке. Вторые опасаютсЯ, что в этот бизнес придут организации, не соблюдающие ни установленные стандарты, ни нормы профессиональной этики.

 

МНЕНИЕ

В развитых странах обычно существует не более одной-двух саморегулируемых бухгалтерских и аудиторских организаций, аудиторы работают по национальным стандартам при обязательном страховании рисков.

К сожалению, после принятия законопроекта в первом чтении в Госдуме наблюдается тенденция изобрести для России особый путь развития аудита. Было предложено создать бесконечно большое количество СРО и дать каждой право работать по собственным стандартам. Зарекомендовавший себя на Западе механизм страхования ответственности подменяется непосильными поборами в некий «компенсационный фонд». Это затруднит приход в аудит небольших компаний и заменит реальную ответственность аудиторов круговой порукой.

Успех замены лицензирования саморегулированием зависит от того, насколько депутатами будут учтены международный опыт, позиция Минфина и мнение аудиторского сообщества.

Н. Ремизов, директор по спецпроектам

Аудиторско-консалтинговой компании ФБК

 

За и против

Как указывали в своей Пояснительной записке авторы этого Закона, нужно освободить от обязанности получения лицензий те компании, деятельность которых, кроме лицензирования, регулируется и иными методами (системой государственной регистрации, сертификации, аккредитации, обязательного страхования ответственности и т. п.).

Однако нельзя сказать, что в сфере аудита установлено слишком уж много «мер безопасности». Ведь, например, обязательное страхование ответственности применяют только те фирмы, которые проводят обязательный аудит. Для остальных же эта мера необязательна.

Более убедительным выглядит довод сторонников отмены лицензирования о том, что лицензия отнюдь не гарантирует профессионализма ее владельца. Фирмы, желающие ее получить, иногда просто принимают в штат обладателей аудиторских аттестатов, которые лишь числятся сотрудниками фирмы, но фактически не участвуют в проведении проверок. Кроме того, система лицензирования способствует процветанию коррупции.

Противники этой меры приводят два аргумента.

Во-первых, выдача лицензии предполагает проверку фирм, претендующих на ее получение, на соответствие требованиям, предъявляемым к аудиторской компании.

Во-вторых, угроза лишения лицензии Является важным сдерживающим фактором, удерживающим аудиторов от нарушений закона.

 

МНЕНИЕ

Сегодня профессиональные аудиторские объединения не готовы выступить в роли полноценной СРО, взяв на себя часть регулирующих функций, выполняемых федеральным органом.

Во-первых, во главе объединения должны стоять не совместители, а команда профессиональных менеджеров, пришедших из аудита и участвующих в формировании общественного мнения по проблемам аудита, в подготовке законодательных документов, защите интересов членов объединений и т. д.

Во-вторых, СРО должны существовать за счет разумной коммерческой деятельности, а не за счет роста числа членских взносов после введения обязательного членства в СРО.

Если мы разрешим эти проблемы, сможем решить и другие многочисленные задачи. Если нет, то лучше пусть останется как есть. Минфин сделал немало за последнее время, чтобы аудит в стране действительно стал профессиональным. Все остальное зависит только от нас самих.

М. Винокуров, член Совета по аудиторской

деятельности при Минфине России,

управляющий партнер Horwath МКПЦН

 

Коллеги присмотрят...

Впрочем, поборники отмены лицензирования не собираются оставлять аудиторов вовсе без присмотра. Еще в марте 2005 года Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект, изменяющий положения Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон об аудиторской деятельности).

Если он будет утвержден, то систему контроля со стороны государства, то есть лицензирование, заменит контроль со стороны коллег-аудиторов. Данный законопроект обязывает аудиторов вступать в саморегулируемые организации (СРО), которые будут проверять деятельность своих членов. Сейчас в стране действует семь таких аудиторских организаций.

Так что надзор за аудиторами не должен исчезнуть полностью. Он просто перейдет от государственных структур к общественным.

Проблема лишь в том, что проект закона, обязывающего аудиторов вступать в СРО, Госдума приняла только в первом чтении. Камнем преткновения для депутатов стала минимальная численность членов СРО. Разработчики поправок предлагали установить ее на уровне 3000 аудиторов или 1500 аудиторских компаний, но их оппоненты считают, что это слишком высокий порог.

А пока парламентарии обсуждали численность членов СРО, приблизился день вступления в силу поправок, отменяющих лицензирование.

 

Реформу отсрочили

В такой ситуации самым логичным выходом стал перенос дня отмены лицензирования с 1 января 2006 года на более поздний срок. В минувшем году соответствующий Закон был принят Госдумой.

Этот Закон отодвигает «роковую дату» на полгода (разработчики проекта предполагали избавить аудиторов от лицензирования с 1 января 2007 года, но правительство настояло на том, чтобы это произошло раньше). Предполагается, что к этому времени будут приняты и поправки в Закон об аудиторской деятельности, устанавливающие обязательное членство в СРО.