Общение и поощрение

| статьи | печать

Правильно спланированная и примененная кадровая стратегия, учитывающая интересы как работодателя, так и персонала, способна не только сохранить репутацию предприятия на рынке труда, но и помочь ему развиваться. К такому мнению пришли участники HR-форума «Новые ценности», проведенного газетой «Ведомости» при информационной поддержке «ЭЖ».

Финансовый кризис уже повлиял на кадровую политику практически всех компаний и скорее всего еще не раз изменит их HR-стратегии в будущем. Руководству приходится тщательно отлаживать свои коммуникации с сотрудниками.

Волна сокращений прокатилась по многим предприятиям. Согласно исследованию Ernst&Young, за последние 3 месяца 11% компаний внепланово изменили численность своего персонала и 34% планируют внести коррективы в кадровую структуру в ближайшие 6 месяцев. Все это может повлиять на сотрудника фирмы, и он определит свою дальнейшую карьеру независимо от планов своего работодателя.

Поэтому сегодня главная позиция в кадровой политике, по мнению практиков, постоянное общение исполнительного и руководящего звена, которое должно держать сотрудников в курсе дел компании.

Открытая позиция топ-менеджмента поможет развеять необоснованные страхи сотрудников. В результате удастся сохранить сплоченный коллектив и веру работника в то, что это именно то место, где можно не просто переждать трудные времена, но и внести вклад в собственное развитие и в осуществление целей предприятия.

Коммуникации помогут руководителям лучше узнать своих сотрудников и выявить «кадровое ядро». В каждой компании есть должности, которые не влияют ни на ее расходы, ни на ее развитие. Их можно совмещать, что будет выгодно для всех.

Есть сотрудники, с которыми компания может спокойно расстаться. Но есть и такие, без кого не сможет обойтись. Ведь даже в суровые времена кадры остаются самым ценным активом предприятия. Поэтому наиболее перспективных и эффективных сотрудников надо не только удерживать, но и обучать и развивать. Обычно это те, кто:

  • участвует в основных бизнес-процессах;
  • приносит основную прибыль или, наоборот, минимизирует расходы;
  • обладает наибольшей производительностью труда и квалификацией;
  • имеет такой опыт и знания, что сложно подобрать альтернативу на рынке труда;
  • демонстрирует высокий потенциал и активно развивается в профессиональном плане.

Но даже такие сотрудники, у которых нет повода сомневаться в своей незаменимости, могут поддаться влиянию «сарафанного радио» – панике сокращений, принудительных отпусков, уменьшений зарплат. Следовательно, эффективность их работы, инициативность, исполнительность могут резко снизиться в таких условиях.

Повлиять на ход событий можно, изменив политику взаимодействия с персоналом и систему мотивации.

Стоит обратить внимание на социальный пакет сотрудников, советуют эксперты. Перераспределение приоритетов между возможными благами с учетом индивидуального подхода к работнику может повысить авторитет компании без особых затрат. Так, далеко не все сотрудники одинаково заинтересованы в каждой позиции соцпакета. Кому-то необходимо в большей степени медицинское страхование и новые пенсионные программы, кому-то оплата телефонных переговоров или проезда до места работы и домой, кому-то пользование спортзалом и т.д.

Необходимо также пересмотреть неэффективные и дорогостоящие льготы, предусмотренные ранее для должностей с высоким окладом.

Так, по данным исследования Ernst&Young, наиболее популярными привилегиями в 2008 г. стали медицинское страхование (96%), корпоративные мобильные телефоны (92%), корпоративные автомобили (83%), оплачиваемое питание (64%).

Таким образом, введение новых мер или даже небольшое изменение кадровой политики, присущей компании в спокойные времена, может повлиять на ее дальнейшее развитие. В первую очередь влияние коснется имиджа руководства и репутации компании.

Если лидеры предприятия хранят молчание, то из-за недостатка достоверной информации появляются слухи, что вносит дополнительную дестабилизацию и побуждает работников искать новое место работы.

Открытая позиция руководства, объясняющего сотрудникам его действия в сложных условиях, может остановить массовое увольнение как по их инициативе, так и по инициативе работодателя, что самым положительным образом скажется на имидже компании и на эффективности бизнеса.