Жребием или Божиим соизволением

| статьи | печать
Жребием или Божиим соизволением

Давние препирательства между Римской и Константинопольской Церквами кончились в 1054 г. тем, что Папа Лев IX и Патриарх Михаил предали друг друга анафеме. Древняя Церковь разделилась на Западную и Восточную, включавшую в себя Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский патриархаты. Равные по достоинству, они были не равны по чести. После отпадения Рима «первой» стала Константинопольская Церковь с духовным центром в столице Византийской империи. Русская Церковь считалась частью Константинопольской и долгое время вынуждена была принимать митрополитов из греков, поставляемых нередко за взятку. Бывало, что на место только что назначенного являлся другой, давший больше. При Дмитрии Донском за московскую кафедру 10 лет спорили сразу четыре митрополита! В конце концов князьям все это страшно надоело и они решили ставить митрополитов «в своей земле». Первым это сделал Великий князь Василий II, отдавший московскую кафедру рязанскому епископу Ионе. Этот порядок был закреплен в 1459 г. соборной клятвой епископов, но полную самостоятельность Русской Церкви удалось обрести лишь с учреждением в 1589 г. московского патриаршества.  

Из трех кандидатов, представленных Собором епископов, благочестивый царь Феодор Иоаннович выбрал «любого ему» московского митрополита Иова, «мужа жития достохвальнаго», причисленного впоследствии к лику святых, но могло так случиться, что первым Патриархом Московским стал бы Вселенский Патриарх Иеремия II, не возражавший против перенесения своего престола в богатую Москву.

Царским же изволением был поставлен в 1606 г. в Патриархи и Гермоген, прославленный теперь как священномученик. Любопытно, что, в то время как Гермоген правил в Москве, Лжедмитрием II был возведен на патриаршую кафедру и Ростовский митрополит Филарет! Еще любопытнее, что после мученической кончины Гермогена никому и в голову не пришло, что Патриархом может стать кто-то другой, кроме Филарета. 7 лет (!) терпеливо ждали его освобождения из польского плена, чтобы принять с почестями и сразу же возвести на патриарший престол.

Долгие годы Филарет правил не только Церковью, но и государством наравне с сыном своим Михаилом Романовым, нося титул «Великого государя» и прозываясь как Патриарх «Филаретом Никитичем», чего, пожалуй, никогда и нигде не было. Преемника он себе назначил сам же. Но в отличие от Филарета новый Патриарх Иоасаф титула «Великого государя» лишился.

Следующего за ним Патриарха избирали невиданным способом! Царь Михаил предложил каждому архиерею шесть жребиев «с именами владык достойнейших». После молебнов перед Владимирской иконой архиереи несколько раз вынимали жребии, пока не остался последний. Его-то нераспечатанным и отправили царю. Так был избран Патриархом Иосиф...

Новый государь, Алексей Михайлович, «испытывать жребии» побоялся. Пригласив в Москву митрополитов, он предложил им составить список «12 духовных мужей», из которого сам затем выбрал «наидостойнейшего». Так занял престол митрополит Никон, человек умный, яркий, но неспособный к уступкам, ставший впоследствии невольным виновником церковного раскола в России. В декабре 1666 г. решением Большого Собора с участием Александрийского и Антиохийского Патриархов Никон был лишен патриаршего сана. Обжегшись на Никоне, царь и после его отставки не решился «положиться на волю Господню». Нового «наидостойнейшего» Патриарха он опять выбирал из списка, теперь, правда, только «троих наилучших». Его выбор пал на архимандрита Иоасафа.

Со следующими Патриархами Алексей Михайлович уже «не мудрил» так: Питирим и Иоаким были им просто назначены.

Царь Петр поначалу повел себя по отношению к церковным властям смиреннее. Когда Собор отказался поддержать кандидатуру «зело просвещенного» митрополита Маркелла, решив дело в пользу Адриана, он противиться не посмел. Но затем уж показал характер свой во всей силе. Устав от просьб архиереев поставить им взамен умершего Адриана нового Патриарха, он достал нож и с силой вонзил его в стол со словами: «Вот вам ваш Патриарх!». Так на целых два века история русского патриаршества была прервана…

Когда уже в начале XX века заговорят вдруг о восстановлении в России патриаршей кафедры, то первым, кто выставит свою кандидатуру на первосвятительский престол, будет… император Николай II! Беседуя около 1905 г. с членами Синода, он пообещает им «отречься от престола» и принять «по согласию с женой» монашество. Предложение окажется настолько неожиданным, что на него должным образом не сумели отреагировать. «Нам бы ему в ноги поклониться, а мы... промолчали!» — жалели потом архиереи.

Выйдет так, что Поместный Собор, назначенный восстановить патриаршество в России, состоится уже после октябрьского переворота, в ноябре 1917 г. Выборы нового Патриарха окажутся и честными, и свободными, и демократичными. Они проходили в два этапа. Вначале Собор избрал трех кандидатов. А затем жребием выбрали из них одного — Московского митрополита Тихона, получившего, кстати сказать, наименьшее количество голосов! Но сколь же удачным и промыслительным окажется этот выбор!

После кончины Патриарха в 1925 г., большевики долгое время не будут позволять выбрать нового Первосвятителя. Лишь в 1943 г., когда патриотическая роль Церкви станет более чем очевидной, Сталин решится провести с этой целью Собор. Он будет созван в Москве «большевистскими темпами». Но никаких жребиев и тайных голосований предусмотрено не было! Кандидатура могла быть только одна — лично знакомый Сталину митрополит Сергий.

Следующие выборы Патриарха в 1945 г. тоже будут безальтернативными. Тогда на патриарший престол был возведен митрополит Алексий. Избрание Патриарха Пимена в 1971 г. будет проведено почти без изменения сценария. Правда, мнение Алексия власти все же учтут. Незадолго до кончины на предложение властей поставить Патриархом митрополита Никодима Алексий I возразит: «Пимен на этот пост больше подходит».

Лишь последние выборы Патриарха пройдут практически безо всякого участия светских властей. Архиерейский Собор в 1990 г. предложил на этот пост трех кандидатов. Больше всех голосов наберут митрополиты Ленинградский Алексий, Ростовский Владимир и Киевский Филарет. Пятерых иерархов выдвинет и Поместный Собор, но из-за слабой поддержки каждого из них в отдельности делегаты вновь вернутся к кандидатам, предложенным архиереями. Тайное голосование пройдет в два этапа, и во втором туре с небольшим перевесом голосов победит митрополит Алексий. Так Русская Церковь получит еще одного Первосвятителя, достойного наследника великих Патриархов Иова, Гермогена и Тихона.

* * *

За 420-летнее существование патриархов на Русской земле по-разному проходило их избрание. Когда-то по жребию, редко голосованием, но чаще всего по указанию власти. Идеал избрания был явлен на Поместном Соборе 1917 г., на котором зримо для всех соединилась воля Божия с чаяниями российского люда! Господь, впрочем, и никогда не оставлял Свою Церковь без призрения, чему мы все были радостными свидетелями в последнее патриаршество.

Призри, Всеблагий Владыко, и на предстоящий Собор архипастырей, пастырей и верных чад Твоих! Да непреткновенно в любви и единомыслии совершат они избрание Первосвятителя Церкви нашея.