Наш фармрынок на службе иностранцев

| статьи | печать
Наш фармрынок на службе иностранцев

Общий объем фармацевтического рынка России в 2008 г., по предварительным оценкам Минпромторга РФ, составит более 360 млрд руб., что на 14% больше показателя предыдущего года. При этом доля отечественных производителей лекарственных средств не превысит 20%. Между тем, по прогнозам экспертов, в 2020 г. рынок вырастет до 1,53 трлн руб. Но интересно, сколько из них уйдет за границу, если не будут приниматься меры по развитию отечественной фармацевтической отрасли?

 

Правительство решило управлять здоровьем нации

Сегодня 80% антибиотиков, инсулинов, кардиологических, онкологических и других жизненно важных препаратов ввозится в Россию из-за границы. И даже лекарства, произведенные внутри страны, делаются из китайских и индийских субстанций. Ведущие зарубежные игроки на нашем рынке, пользуясь ситуацией, диктуют свои условия даже государству по закупке тех или иных медикаментов. В итоге стоимость лекарств растет. В прошлом году многие импортные лекарства подорожали на 30–40%.

Чтобы освободить российский рынок от диктата иностранных компаний, Минпромторг совместно с другими заинтересованными министерствами, ведомствами, представителями отечественного бизнеса и науки разработал и представил в Правительство РФ проект Стратегии развития фармацевтической промышленности России до 2020 г. Его авторы полагают, что не менее 50% современных лекарств нужно производить на отечественных предприятиях, а экспорт лекарств увеличить на порядок.

Как заявил на заседании Общественного совета при министерстве Виктор Христенко, «конечной целью Стратегии является создание устойчивой национальной индустрии, способной обеспечить население не только доступными лекарствами в необходимых количествах, но и препаратами нового поколения».

В ближайшее время будет утвержден список стратегически важных лекарств и вакцин, которые должны изготавливаться исключительно в России. В Стратегии обозначены механизмы, с помощью которых государство намерено укрепить отечественную фармацевтическую индустрию. Из федерального бюджета предполагается выделить 109,9 млрд руб. Из них 23,9 млрд руб. будут направлены на технологическое перевооружение отрасли и почти столько же – 23,8 млрд руб. – на подготовку кадров. 65 млрд руб. планируется израсходовать на разработку и организацию производства не имеющих аналогов инновационных лекарственных средств. Кроме того, авторы стратегии надеются привлечь еще 41,6 млрд руб. за счет средств внебюджетных источников. Любопытно, что власти намерены активно привлекать иностранные фармацевтические компании для производства лекарств на территории России. Те из них, что построят у нас собственные производства, будут автоматически считаться российскими. И следовательно, подпадать под инструменты стимулирования, которыми, как считают эксперты, стратегия просто изобилует.

Особенно много новаций в области госзакупок. В частности, предлагается ограничить допуск к участию в конкурсах на поставку лекарств по госзакупкам иностранных производителей, если есть хотя бы две аналогичные заявки от отечественных производителей. Кроме того, при проведении конкурсов по закупкам с использованием средств бюджетов всех уровней предлагается установить премию 20% на все лекарства, произведенные в России.

Среди мер по налоговому стимулированию локальных производителей – снижение ЕСН, льготы по земельному налогу, налогу на имущество, налогу на прибыль, амортизационная премия. А также упрощение процедуры получения «длинных» кредитов и компенсации процентов по ним.

Таможенные тарифы тоже отчасти предлагается «поставить» в угоду Стратегии. Для этого намечается установить повышенные ввозные пошлины на все лекарственные препараты.

 

Цены диктуют зарубежные игроки

Но все эти планы, к сожалению, станут реальностью в неблизком будущем. А пока на российском рынке монопольно хозяйничают иностранные компании.

В частности, импорт лекарств в Россию в первом полугодии 2008 г. вырос на 40%, подсчитали аналитики ЦМИ «Фармэксперт». При этом прирост импорта произошел не за счет увеличения объемов поставок, а благодаря росту цен, отмечают эксперты.

Между тем, по информации Федеральной таможенной службы, за этот период импорт лекарств вырос даже более существенно – на 60%.

Директор департамента маркетинговых исследований ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов уточняет, что в натуральном выражении роста поставок по каждой компании практически не наблюдается, растут в цене лекарства, которые отпускаются за рамками государственного обеспечения.

В связи с этим эксперты напоминают, что 2 года назад цены росли на 2% в год, год назад – на 4%.

Аналитики рынка отмечают существенное изменение в объемах поставок долей некоторых крупных западных компаний. Так, у компании Bayer HealthCare, которая заняла первое место в рейтинге из 390 иностранных производителей, доля в общем объеме импорта увеличилась с 4,6 до 6,6% в 2008 г. Заметно нарастила поставки Novartis, увеличив долю с 2,9 до 5,3% и поднявшись с девятого на второе место.

Отечественных игроков на российском фармацевтическом рынке практически не видно, а те, что есть, как правило, поставляют в аптечные сети не оригинальные препараты, а так называемые дженерики – копии лекарственных средств, выпускаемых компаниями с мировыми брендами. И зачастую эти препараты по качеству значительно уступают оригиналам.

 

Пока гром не грянул

Особую тревогу у экспертов вызывает распространение фальсифицированных лекарственных средств в России. Объемы поддельных лекарств растут как снежный ком. По данным различных источников, только за последние 2 года число подделок увеличилось более чем в 10 раз и составляет до 12% в общем объеме лекарственных препаратов.

 В России распространением и продажей лекарственных средств занимаются около 2 тыс. фирм, причем многие из них и знать не знают, что являются активными участниками оборота контрафактной продукции. В результате фальсифицированные препараты часто попадают в торговую сеть в сопровождении необходимых сертификатов качества, а российские больницы и аптеки не имеют необходимых возможностей их идентификации. В стране нет даже простых механизмов противодействия распространению контрафактных лекарственных препаратов, таких как оперативное изъятие из аптечной торговли поддельной продукции.

Как прозвучало на заседании Общественного совета при Минпромторге, большинство фальсифицированных лекарственных препаратов поступают в Россию из других стран, в том числе из Китая, Индии. Причем поступают практически беспрепятственно: таможенные органы не имеют возможности делать квалифицированную экспертизу импортируемой фармацевтической продукции, а все необходимые сопроводительные документы, в том числе сертификаты соответствия, изготовители фальшивок научились подделывать лучше самих лекарств.

Реализация разработанной Стратегии позволит не только обеспечить ускоренное развитие фармацевтической индустрии, но и создать барьеры на пути контрафакта путем ликвидации вакуума между научными разработками и производством.

А пока что различные российские ведомства пытаются принимать какие-то меры для защиты рынка от подделок. В частности, Минздравсоцразвития разрабатывает проект технического регламента о безопасности лекарственных средств. Как отметил заместитель директора Департамента развития фармрынка и рынка медтехники ведомства Марат Сакаев, в техрегламенте будут закреплены правила организации контроля качества лекарств. Регламент предусматривает и переход на GMP (европейский стандарт производства). Предполагается, что необходимое при этом переоснащение предприятий будет происходить за их счет и к 2010 г. получить лицензию на выпуск лекарств смогут только те производители, которые будут отвечать требованиям европейского стандарта.

В свою очередь, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) провела конференцию с крупнейшими участниками фармрынка, на которой представители ведомства предупредили производителей и продавцов лекарств, что, если они не будут проявлять инициативу в борьбе с фальшивыми медикаментами, государству придется устанавливать новые, более жесткие правила игры.

Как бы там ни было, одним из основных органов, призванных следить за качеством лекарств в России, является Росздравнадзор, однако ведомство не имеет права самостоятельно наказать нарушителей. По факту выявленных фальсификатов оно передает дело в правоохранительные органы. Служители Фемиды штрафуют виновных на 30–40 тыс. руб. И все повторяется.

«Мы составили список трейдеров, поставляющих фальсифицированные субстанции в Россию и скорее всего в другие страны. Ознакомили с ним российских фармацевтов, передали его в Евросоюз. И что вы думаете? Никто в нашей стране не прервал деловых отношений с недобросовестными поставщиками!»,– сетует Валентина Косенко, начальник управления Росздравнадзора.

Чтобы навести порядок в этой сфере, подготовлен законопроект, усиливающий ответственность за производство и распространение фальсифицированных лекарств – речь идет о введении уголовной ответственности.