Взаимодействие с перевозчиками и экспедиторами

| статьи | печать

В условиях мирового финансового кризиса и жесткой конкуренции у каждого предприятия, пользующегося услугами перевозчиков грузов, имеются варианты оптимизации расходов на транспортную логистику. О них рассказывает генеральный директор «ГК САННА-ЛИТЕР» Сергей Шкарупа.

Выбирая подрядчика, необходимо помнить, что в ситуации кризиса существует непредсказуемость:

  • в формировании и в долговременности межрегиональных грузопотоков;
  • в платежеспособности и в поступлении заказов от самих заказчиков;
  • в финансовой устойчивости экспедиторов и перевозчиков;
  • в возможностях экспедиторов удерживать вокруг себя перевозчиков за счет объема заказов от других клиентов.

Поэтому если компания заявляет себя как перевозчик, то надо убедиться в реальном количестве ее собственных транспортных средств, так как на практике она может просто экспедировать грузы.

В условиях кризиса целесообразно отказаться от проведения тендеров на 12 месяцев и перейти на 6-месячное планирование контрактных ставок подрядчиков. Желательно проводить и промежуточные корректирующие тендеры каждые 2—3 месяца.

Многие экспедиторы и перевозчики не смогут сдержать свои обещания. Поэтому, прежде чем принять тендерное решение, необходимо подумать, стоит ли менять проверенного партнера, и не передавать сразу все объемы новому. Лучше оставить в резерве 2—3, не прошедших тендер по ставкам.

Важно также тщательно контролировать реальное состояние дел у подрядчиков. Необходимо лично съездить к нему в офис, посмотреть его отчетность и потом хотя бы раз в 3—6 месяцев посещать его с дружескими визитами.

В условиях кризиса, по оценкам аналитиков, многие компании скатятся к демпингу, преувеличению своих возможностей и обману клиентов, а некоторые опустятся до использования черного пиара по отношению к своим конкурентам. Многие будут делать это от безысходности и слабости. Но они все равно не смогут выдержать нагрузок.

Необходимо помнить, что внезапно разорившийся подрядчик может просто закрыться в один момент, что перевозчики из-за неоплат могут пообещать ему и не дать транспорт или задержать уже загруженную машину, что его сотрудники могут уйти. Вполне возможно, что у экспедитора или перевозчика по факту окажется недостаточно транспортных средств, и хорошо, если он сможет подать машину через других экспедиторов. Но тогда встанут вопросы безопасности и ответственности. А если машины в лизинге, то он может оказаться без машин или его счета будут арестованы.

В тендерном «запале» не следует максимально «продавливать» подрядчиков. У них должен быть шанс и возможность зарабатывать. Если это серьезная, здравомыслящая и открытая компания, то всегда можно с ней договориться о каком-то фиксированном проценте или размере доходности с заказа. Это даст возможность иметь реальную рыночную ставку и не разорит подрядчика. Уверенность в стабильности и в устойчивости подрядчика нужна обеим сторонам.

Возможно, что вам надо рассмотреть варианты доставки ваших грузов одной машиной в разные города. Это можно сделать, установив маршрут по нескольким городам одного региона или федерального округа или по нескольким магазинам одного города или области. Здесь необходимы совместная работа и расчеты. Но это даст вам возможность сократить складские площади и одновременно обеспечить постоянное наличие товара на полках магазинов.

Иногда имеет смысл временное объединение с компаниями, поставляющими сходную продукцию, но другой номенклатуры или дополняющую продукцию. Используя одну машину, можно сэкономить на транспортных расходах.

Сегодня многие клиенты рассматривают своих подрядчиков с точки зрения налоговой безопасности. Но, несмотря на увеличившиеся проверки контролирующих и силовых органов, в условиях жесткой конкуренции и кризиса многие экспедиторы и перевозчики пойдут на грубейшие нарушения налогового законодательства и права. Последствия этого предсказуемы.

Стоит пересмотреть объемы и маршруты импортных поставок. Сегодня, учитывая значительное снижение стоимости хранения грузов в регионах, следует формировать целевую партию товаров именно в конкретный регион за рубежом. Таким образом можно исключить в Москве выгрузку, хранение, отправку и лишние километры пробега, уменьшить документооборот.

Все эти меры помогут сократить не только время и деньги, трудозатраты, но и преодолеть кризис.