Надежды промышленность питают

| статьи | печать

Большинство экспертов, не только отечественных, но и зарубежных, считает, что российская экономика имеет шансы сработать в нынешнем году в плюс. Какими должны быть меры экономической политики, чтобы оптимистический сценарий стал реальностью, сегодня говорят люди, которые знают о нашей промышленности не понаслышке.

 

Программа-минимум

Станислав Наумов, заместитель министра промышленности и торговли РФ

 

Первый блок мер, который сейчас разрабатывает и уже реализует Минпромторг, направлен на «расшивку финансовых тромбов». Условия, на которых банки готовы кредитовать промышленные предприятия, делают очень часто сами проекты нерентабельными, поэтому мы думаем, что необходимо расширять форму залога. Надо перейти на принцип проектного финансирования. Это означает, что в качестве залога предприятие сможет предоставить выпущенные облигации, выручку или государственные контракты.

Сейчас также рассматривается возможность 100%-ного субсидирования ставки рефинансирования Центрального банка. Кредиты по срокам должны быть 5—7-летними, и первые 3 года предприятие необходимо освобождать от уплаты основного тела кредита. В том, что касается контрактов по госзаказу и федеральных целевых программ, Минпромторг предлагает увеличить авансирование с 30 до 50%. Это во многом решит и социальные вопросы, связанные со своевременными выплатами заработной платы, которые сегодня существуют на предприятиях.

Второй блок мер призван стимулировать расширение спроса на промышленную продукцию. Необходимо распространить принципы Закона о госзакупках (дисконт 15% для отечественных предприятий) также на закупки по линии государственных корпораций и естественных монополий. Мы считаем, что это позволит многим российским производителям оборудования четко спрогнозировать возможный внутренний спрос на свою продукцию на ближайшие 3 года.

В то же время сейчас необходимо сохранить те якорные проекты, которые определят облик промышленности на горизонте 12—15 лет. Правительство уже приняло 12 отраслевых стратегий, сейчас в работе находятся еще 3. Мы думаем, что работа над Концепцией развития промышленности до 2020 года фактически должна будет эти 15 стратегий в себя вобрать. Этот документ наше Министерство рассматривает как один из ключевых инструментов промышленного развития страны, который позволит реализовать уже намеченные инвестиционные проекты предприятий.

Концепция промполитики должна предусматривать несколько возможных сценариев развития. Надо исходить из того, что ситуация на глобальных рынках промышленной продукции пока еще далека от определенности, поэтому необходимо будет сделать своего рода федеральную промышленную программу-минимум. Речь идет о перечне проектов, которые в любом случае должны быть поддержаны государством как в текущем 2009 г., так и ближайшие 3—7 лет. В Минпромторге уже начала работу специальная комиссия по отбору проектов, в которую кроме чиновников отраслевых департаментов министерства вошли представители бизнеса, общественности и науки.

 

Вернуть промполитику на федеральный уровень

Юрий Маслюков, председатель Комитета Госдумы РФ по промышленности, сопредседатель Комиссии ГД по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности РФ

 

Сегодня в отечественной промышленности в результате влияния кризисных явлений резко снизилась рентабельность производства. Она и раньше была на невысоком уровне, а сейчас снизилась до минимума. Очень остро эта проблема стоит в оборонно-промышленном комплексе.

Необходимо предпринять ряд мер, которые позволят повысить рентабельность промышленного производства, особенно по тем компаниям, которые получают господдержку.

Пристальное внимание нужно уделять инновационным отраслям экономики. Мы официально декларировали необходимость перевода нашего хозяйственного комплекса на инновационный путь развития. Но на практике очень трудно достучаться до исполнительной власти с любой инновационной программой. Во-первых, непонятно, куда стучаться, во-вторых, неясно, каким местом нужно стучаться. А если говорить серьезно, то прошибить эту железобетонную стену практически невозможно, даже если в таких проектах принимают участие законодатели.

Наконец, остается открытым вопрос о принятии специального федерального закона о промышленном развитии.

Сейчас формируется совместная рабочая группа, в состав которой войдут представители Законодательного собрания и Минпромторга. Ей предстоит доработать закон «О национальной промышленной политике», и есть надежда, что он будет одобрен в первом чтении уже на весенней сессии Государственной Думы.

Целесообразность принятия этого закона на сегодняшний день усиливается, поскольку сейчас увеличивается размер бюджетной помощи отечественной промышленности, особенно в рамках государственно-частного партнерства. А для этого нужна четкая законодательная база.

Кстати, по действующему законодательству у нас промышленная политика до сих пор отнесена только к полномочиям региональных органов власти. Надо ее вернуть на федеральный уровень.

 

Четко и последовательно

Тимур Авдеенко, президент ОАО «ЭнергоМашиностроительный Альянс» («ЭМАльянс»), ведущей в России компании по производству котельного и котельно-вспомогательного оборудования для тепловой энергетики

 

Одним из вариантов поддержки отечественного энергомашиностроения может быть формирование при участии государства долгосрочного заказа со стороны электроэнергетики в счет государственных кредитов, которые, надеюсь, будут выделены генерирующим компаниям. Такой заказ создал бы необходимые условия для технического перевооружения и модернизации отрасли, выпуска новых видов современной продукции.

Важно нормативно закрепить приоритетность использования энергетического и электротехнического оборудования российского производства, а также порядок согласования с Правительством использования оборудования иностранного производства при наличии российских аналогов.

Необходима более четкая позиция государства в области промышленной политики и программы поддержки ключевых отраслей экономики в условиях кризиса. Например, мы, как предприятие, не имеем коммерческой недвижимости, а активы по сегодняшним оценкам их стоимости для банков достаточным обеспечением не являются. По этой причине возникают проблемы с кредитованием, с получением банковских гарантий, с продажей нашей продукции на экспорт.

Банки на сегодняшний день не знают, насколько будет последовательна поддержка того или иного предприятия, тех или иных отраслей. Хотелось бы более четко понимать: кого и как государство будет поддерживать на протяжении кризиса с возможным выходом в дальнейшее развитие.