Новации госрегистрации

Изменен порядок регистрации организаций и предпринимателей
| статьи | печать
Новации госрегистрации

В прошлом году неоднократно вносились поправки в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон). Одни из них уже вступили в силу в первый день нового года, другие начнут действовать с 1 июля 2009 г. Изменения касаются процедуры представления документов на регистрацию, новых обязанностей заявителей и полномочий по утверждению подзаконных нормативных актов.

Сладкое бремя нормотворчества

Напомним, что регистрация, о которой идет речь, осуществляется путем внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юрлиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя и прекращении ими деятельности в таком качестве, иных сведений о данных лицах в соответствии с Законом. 

Начнем обсуждение с поправок, внесенных в Закон федеральными законами от 30.04.2008 № 55-ФЗ и от 23.07.2008 № 160-ФЗ, которые вступили в силу с 1 января 2009 г.

Уже действующая редакция Закона понижает уровень подзаконных документов, детализирующих положения данного правового акта. Если ранее такие документы принимало Правительство РФ, то теперь в определенных случаях это сможет делать уполномоченный им орган, которым в настоящее время является Федеральная налоговая служба России.

Так, пока еще продолжают действовать постановления Правительства РФ от 19.06.2002 № 438 и от 16.10.2003 № 630, определяющие порядок ведения государственных реестров, содержащих сведения о создании, реорганизации и ликвидации юрлиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физлицами деятельности в таком качестве, иные сведения о них. Однако из новой редакции п. 1 ст. 4 Закона следует, что указанный порядок устанавливает соответствующий компетентный орган. Поэтому можно прогнозировать появление нового нормативного акта, регулирующего вопросы в данной сфере.

Такую новацию вряд ли стоит приветствовать. Общеизвестно, что чем ниже иерархический уровень госструктуры, тем более она склонна исходить прежде всего из своих бюрократических интересов. Поэтому документы, утверждаемые самими ведомствами, зачастую извращают дух и букву законов.

Пенсионные хлопоты

Отметим также действующие с 1 января 2009 г. новеллы, связанные с принятием Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее — Закон № 56-ФЗ).

Ранее ст. 14, 21 и 22.3 Закона устанавливали обязанность представления в регистрирующий орган документа, подтверждающего передачу в территориальный орган ПФ РФ сведений в соответствии с подп. 1—8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». А теперь, помимо этого, заявители должны также подтверждать передачу в указанный орган сведений согласно ч. 4 ст. 9 Закона № 56-ФЗ. Данная норма (вступившая в силу с 1 января 2009 г.), в частности, устанавливает, что работодатель одновременно с перечислением дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии формирует реестр застрахованных лиц, в котором должны содержаться следующие сведения:

  • общая сумма перечисленных средств;
  • номер платежного поручения и дата его исполнения;
  • страховой номер индивидуального лицевого счета каждого застрахованного лица, а также фамилия, имя и отчество каждого из них;
  • сумма перечисленных дополнительных страховых взносов на накопительную часть пенсии каждого застрахованного лица;
  • сумма взносов работодателя, уплачиваемых в пользу указанных лиц.

Обязанности, предусмотренные ст. 14, 21 и 22.3 Закона, возникают при регистрации юрлица, создаваемого путем реорганизации, при ликвидации юридического лица и при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Уточнен круг заявителей

Говоря о поправках, вступающих в силу с 1 июля 2009 г. согласно Федеральному закону от 30.12.2009 № 312-ФЗ (далее — Закон № 312-ФЗ), прежде всего обратим внимание на введение п. 1.4 в ст. 9 Закона, определяющую порядок представления документов при государственной регистрации.

Данный пункт устанавливает, что при внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли или ее части в уставном капитале ООО, заявителями могут быть участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица — участника ООО, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юрлица, правопреемник реорганизованного юридического лица — участника общества, исполнитель завещания и нотариус.

В связи с вышеизложенным отметим, Законом № 312-ФЗ внесены изменения в ст. 21 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО). Пункт 11 этой статьи, новая редакция которой вступает в силу также с 1 июля 2009 г., устанавливает, что сделка, направленная на отчуждение доли или ее части в уставном капитале общества, подлежит нотариальному удостоверению. Несоблюдение нотариальной формы указанной сделки влечет за собой ее недействительность. Такое удостоверение не требуется в случае перехода доли к ООО в порядке, предусмотренном ст. 23, п. 2 ст. 26 Закона об ООО, а также при распределении доли между участниками и продаже доли всем или некоторым участникам общества либо третьим лицам согласно ст. 24 названного Закона. 

В отдельный п. 1.2 ст. 9 Закона выделено положение о том, что заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которого должна быть удостоверена в нотариальном порядке.

Напомним, что согласно ст. 12 Закона нотариальному удостоверению подлежат также представляемые при регистрации копии учредительных документов юридического лица.

От ворот поворот

С 1 июля 2009 г. согласно ст. 23 Закона у регистрирующего органа появятся новые законные основания для отказа в государственной регистрации при:

несоблюдении обязательной нотариальной формы представляемых документов;

подписании неуполномоченным лицом заявления о госрегистрации или заявления о внесении изменений в реестр юрлиц;

выходе участников ООО из общества, в результате которого в нем не останется ни одного участника, а также при выходе из него единственного участника.

Поясним, что последнее из названных оснований связано с изменением, внесенным тем же Законом № 312-ФЗ в п. 2 ст. 26 Закона об ООО. Согласно новой редакции данного пункта не допускается выход участника ООО из общества, в результате которого в нем не остается ни одного участника, а также выход из него единственного участника.

Важное значение имеет введенный в ст. 23 Закона п. 1.1, из которого следует, что наличие судебных споров, связанных с содержанием сведений об ООО, подлежащих внесению в Единый государственный реестр юрлиц (ЕГ РЮЛ), не является основанием для отказа в государственной регистрации.

 Любопытное государство

Законодатель также счел необходимым расширить объем сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Согласно новой редакции п. 1 ст. 5 Закона в названном реестре наряду с адресом постоянного органа юридического лица указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации (при их наличии).

Этим же пунктом устанавливается, что в отношении обществ с ограниченной ответственностью в ЕГ РЮЛ должны содержаться сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих ему и его участникам, о передаче долей или их частей в залог или об ином обременении.