Улучшение инвестиционного климата на рынке ценных бумаг

| статьи | печать

В третьем чтении принят законопроект, разработанный в целях защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и направленный на усиление административной ответственности за нарушение законодательства в этой сфере.

Законопроект вносит изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и Федеральный закон от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о РЦБ).

Помимо установления ответственности проектом более точно определены и конкретизированы признаки манипулирования ценами на рынке ценных бумаг.

В настоящее время в п. 2 ст. 51 Закона о РЦБ определены только методы манипулирования, используемые на рынке ценных бумаг (далее — РЦБ), которые не охватывают реальную ситуацию на фондовом рынке. Например, указанной статьей установлено, что участники рынка ценных бумаг, в том числе профессиональные участники рынка ценных бумаг и владельцы ценных бумаг, не вправе манипулировать ценами на РЦБ и понуждать к покупке или продаже ценных бумаг путем предоставления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах эмиссионных ценных бумаг, ценах на ценные бумаги, включая информацию, представленную в рекламе.

В качестве основного критерия манипулирования ценами на РЦБ законодатель выделяет наличие у манипулирующего лица цели побудить инвесторов продавать или приобретать публично размещаемые и/или публично обращаемые ценные бумаги.

Однако, как показала правоприменительная практика, цели в этом случае преследуются весьма разнообразные, как-то: извлечение прибыли, увеличение объемов торгов и т.д.

Законопроектом предлагается новая редакция п. 2 ст. 51 Закона о РЦБ, учитывающая сформировавшуюся специфику совершения сделок на РЦБ и рассматривающая вопросы манипулирования ценными бумагами с точки зрения реально сложившихся правоотношений в данном секторе экономики.

Законопроект также предусматривает установление административной ответственности за нарушение требований о хранении документов, которые предусмотрены законодательством об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах. Соблюдение данного условия необходимо для защиты прав владельцев ценных бумаг. Аналогичная ответственность устанавливается также для обществ с ограниченной ответственностью, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Проект уточняет действующие редакции составов административных правонарушений на рынке ценных бумаг, предусматривая административную ответственность акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов за нарушения требований законодательства.

Примечание к ст. 2.4 Ко АП РФ дополняется определением административной ответственности должностных лиц. Новой редакцией предусматривается административная ответственность не только руководителей и других работников, но и иных лиц, в частности, членов советов директоров (наблюдательных советов), ликвидационных комиссий, счетных комиссий и др. Именно они в отдельных случаях и являются субъектами административного правонарушения.

Кроме того, законопроектом предлагается продлить срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах до 1 года.

Принятие данного законопроекта позволит обеспечить добросовестность конкуренции на РЦБ, принцип равных условий для всех участников финансового рынка.

(Проект № 414167-4)