Кто может быть декларантом по договорам подряда и лизинга

| статьи | печать

Основные требования

Определение лица, имеющего право декларировать товар, таможенное законодательство ставит в зависимость от того, перемещается ли он в соответствии с внешнеэкономической сделкой или без ее заключения. По общему правилу декларантом товаров, перемещаемых в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом (либо от его имени или по его поручению), выступает только российское лицо (подп. 1 ст. 16 ТК РФ). Иностранное лицо вправе декларировать только тот товар, который перемещается без заключения внешнеэкономической сделки (подп. 2 ст. 126 ТК РФ). Итак, определяющим является наличие или отсутствие внешнеэкономической сделки.

На первый взгляд простейшее правило. Но в понимании термина «внешнеэкономическая сделка» и того, какой товар считать перемещаемым «в соответствии» с такой сделкой, и заключаются сложности.

Внешнеэкономическая сделка: таможня против теории

Наше законодательство не содержит определения внешнеэкономической сделки. Понятие «внешнеэкономическая сделка» в п. 3 ст. 162, п. 2 ст. 1209 ГК РФ упоминается только в связи с ее формой.

ФТС РФ, давая разъяснения по ст. 16 ТК РФ, указывает[1], что под внешнеэкономической сделкой следует понимать сделку, где сторонами являются лица, одно из которых находится на территории России, а другое — за ее пределами, вне зависимости от их национальной принадлежности.

Такое «официальное» толкование не объясняет, что означает нахождение одного из контрагентов за пределами РФ — такое местонахождение должно быть в момент исполнения договора или оцениваться как место основной деятельности? ФТС РФ считает, что, например, договор на выполнение строительных работ на территории России иностранной фирмой не признается внешнеэкономическим.

Исходя из этого определяющим для таможни является нахождение контрагентов в разных странах именно в момент исполнения договора.

Давайте разберемся, к чему приводит такая позиция в международных подрядных и лизинговых операциях.

 

Декларант по договору подряда

В зависимости от места выполнения работ и местонахождения стороны, предоставляющей материалы и оборудование, возможны различные варианты подрядных отношений.

Первый — подрядный договор выполняется с использованием материалов и оборудования подрядчика (п. 1 ст. 704 ГК РФ). Таким образом, если подрядчик выполняет работы по месту нахождения заказчика, то материалы и оборудование необходимо ввезти в Россию (если подрядчик — иностранное лицо — выполняет работы в России) или вывезти из нее (если подрядчик — российское лицо — выполняет работы за границей).

Однако исходя из позиции ФТС РФ, выраженной в Письме от 07.04.2004 № 01-06/12818, для признания договора подряда внешнеэкономической сделкой заказчик и подрядчик в момент его исполнения должны находиться в разных странах.

Таким образом, договоры, по которым иностранный подрядчик выполняет работы на территории России или российский подрядчик выполняет работы за рубежом, не признаются внешнеэкономическими. В связи с этим декларировать ввозимые/вывозимые материалы и оборудование имеют право только собственники-подрядчики (подп. 2 ст. 16 ТК РФ).

Очевидно, что такой подход ограничивает стороны. Можно ли его обойти?

С оборудованием ничего придумать нельзя. А вот ввозимые материалы иностранного подрядчика таможенные органы на практике разрешают декларировать российским заказчиком. Правда, только в том случае, когда в договоре подряда содержатся такие существенные условия договора поставки (купли-продажи), как наименование и количество ввозимых материалов. Такой договор признается внешнеторговым, а значит, российский контрагент имеет полное право выступать в качестве декларанта.

Но при этом нельзя забывать и другое условие: декларант должен совершать юридически значимые действия с товарами от своего имени. Согласно же п. 2 ст. 703 ГК РФ по договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику. Таким образом, право собственности у заказчика возникнет не на используемые материалы, а на результат подрядных работ, и только после их выполнения, поэтому по общему правилу заказчик не имеет права совершать с используемыми материалами действия от своего имени. Такое право необходимо специально предусмотреть в договоре. Оно выражается в переходе права собственности на ввозимые материалы от иностранного подрядчика к российскому заказчику.

Вариант второй — подрядчик использует материалы заказчика, но выполняет работы по месту своего нахождения (иностранный подрядчик — за границей, а российский — в России). Для этого подрядчик ввозит передаваемые ему материалы, перерабатывает (использует в производстве), а потом отправляет произведенную продукцию заказчику за границу. Такие договоры признаются внешнеэкономическими — стороны в момент исполнения договора находятся в разных странах. А при наличии внешнеэкономического контракта декларантом должно выступать российское лицо, заключившее его. Значит, при ввозе в Россию материалов иностранного заказчика декларантом будет российский подрядчик?

Но здесь необходимо помнить второе условие: требуется не простое наличие внешнеэкономической сделки, а чтобы оформляемый товар перемещался именно «в соответствии» с этой сделкой. А признаются ли материалы, передаваемые иностранным заказчиком российскому подрядчику, ввозимыми «в соответствии» с договором подряда?

 

Соответствие «в соответствии»

Обратимся к Письму ФТС РФ от 29.10.2008 № 01-11/45413 «О применении статьи 211 Таможенного кодекса РФ в отношении кег-бочек». Рассматривая возможность декларирования многооборотной тары для пива, ФТС РФ указала, что если при перемещении пива по внешнеторговому договору купли-продажи, тара, в которой оно перемещается, не является предметом внешнеторговых контрактов и подлежит возврату продавцу, являющемуся ее собственником, то покупатель пива не обладает статусом декларанта в отношении временно ввозимой тары. Таким образом, по мнению ФТС РФ, декларируемый товар (услуга) должен являться именно предметом сделки, только тогда он признается перемещаемым «в соответствии» с ней.

Увы, но термин «предмет договора» также не имеет определения. Как же тогда исходя из позиции ФТС нужно трактовать ввоз российским подрядчиком материалов иностранного заказчика: как предмет договора подряда или всего лишь сопутствующее условие выполнения работ подрядчиком?

Подрядчик получает такие материалы во владение (ст. 714 ГК РФ), обязан отчитаться о расходовании и вернуть неизрасходованные материалы заказчику (п. 1 ст. 713 ГК РФ). При неоплате заказчиком выполненных работ подрядчик имеет право удержать результат работ, принадлежащее заказчику оборудование, остаток неиспользованного материала и другого оказавшегося у него имущества заказчика до уплаты им соответствующих сумм (ст. 712 ГК РФ). Кроме этого, если результат работы не достигнут по причинам, вызванным недостатками предоставленного заказчиком материала, подрядчик вправе потребовать оплаты выполненной им работы (п. 2 ст. 713 ГК РФ).

Таким образом, подрядный договор определяет не только объем прав и порядок использования материалов заказчика, но и требования к качеству передаваемых материалов. Поэтому необходимо признать, что в случае ввоза российским подрядчиком материалов иностранного заказчика он является предметом договора. А раз так, то российский подрядчик имеет право декларировать как ввозимые материалы, так и вывозимые результаты своей работы.

 

Декларант по договору лизинга

Договор лизинга является сложносоставным, поскольку он тесно связан с договором купли-продажи предмета, подлежащего передаче в лизинг. Отсюда множество различных его вариаций. Но какие из них будут считаться внешнеторговыми?

С точки зрения таможни отличительным признаком договора лизинга является нахождение лизингодателя и лизингополучателя в разных государствах. Справедливости ради необходимо отметить, что такая же позиция изложена в Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге от 28.05.88, участником которой является Россия. Что означает это на практике при определении декларанта?

Вариант первый — лизингодатель и лизингополучатель являются российскими лицами, но товар, передаваемый в лизинг, закупается за границей. Такой договор не признается внешнеторговым, поскольку контрагенты находятся в одной стране.

Предмет лизинга в этом случае ввозится не по договору лизинга, а по договору купли-продажи, заключенному лизингодателем с иностранным продавцом.

Но, как правило, предмет лизинга поставляется сразу лизингополучателю (п. 1 ст. 668 ГК РФ). Может ли он в таком случае быть декларантом?

По нашему мнению, да, так как согласно ст. 670 ГК РФ лизингополучатель имеет права и несет обязанности, предусмотренные для покупателя, кроме обязанности оплатить приобретенное имущество, как если бы он был стороной договора купли-продажи имущества, предназначенного для передачи в лизинг. Кроме этого, он вправе предъявлять непосредственно продавцу имущества, являющегося предметом договора лизинга, требования, вытекающие из договора купли-продажи, заключенного между продавцом и лизингодателем, в частности, в отношении качества и комплектности имущества, сроков его поставки и в других случаях ненадлежащего исполнения договора продавцом. Все это означает, что лизингополучатель вправе совершать действия с предметом лизинга от своего имени и может рассматриваться в качестве стороны договора купли-продажи. А раз так, то он вправе декларировать ввозимый из-за рубежа товар.

Вариант второй — лизингополучатель — российское лицо, а лизингодатель — иностранец. Предмет лизинга закупается последним за рубежом и ввозится в Россию для передачи в лизинг. Такой договор признается внешнеторговым. В этом случае обязанности по совершению таможенных операций для выпуска товаров, в том числе по их декларированию, несет российский лизингополучатель.

А если вдруг потребуется вернуть предмет лизинга продавцу для замены, ремонта и пр.? Требования о замене и ремонте предъявляются в рамках договора купли-продажи, заключенного между иностранными лизингодателем и продавцом. Такой договор не признается внешнеэкономическим. Следовательно, предмет лизинга в такой ситуации вывозится без заключения внешнеэкономической сделки и декларантом может выступать как иностранное лицо — собственник товара (п. 2 ст. 126 ТК РФ), так и российское лицо, имеющее право владения/пользования им на территории РФ (подп. 2 ст. 16 ТК РФ).

_________________________

[1] Письмо ГТК России от 07.04.2004 № 01-06/12818 «О применении подпункта 2 статьи 16 Таможенного кодекса РФ».