Кризис открывает глаза и... перспективы

| статьи | печать

Российское село сегодня – зона неконкурентоспособности, бедноты, даже нищеты. Но при глобальном экономическом кризисе именно у глубинки появился шанс быстрее крупных административно-территориальных образований одолеть последствия финансового коллапса на основе современных технологий и знаний.

Последние десятилетия мы жили в индустриальном обществе, которое укрупняло производства, уничтожало деревушки и городки, перемещало людей в города. По образному сравнению моего друга, руководителя международной сети экспертов-инноваторов «Всемирная Сеть деревень» Франца Нарады, крупные города, как пылесосы, всасывали в себя людские ресурсы, разрушая сельский ландшафт и лишая локальные территории сил.

Массовое производство товаров стало абсолютно доминирующим. Оно создало мощную инфраструктуру их продвижения, создав в городах громадные торговые и логистические центры, супермаркеты и заполонив своей продукцией самые крошечные локальные рынки.

Грянувший кризис показал, что «пылесос» захлебнулся. В городах – перенаселение. Но и село не готово принять «возвращенцев». Хотя время создало запрос на самобытность, местный колорит, традиционную культуру. Это становится основой для новой отрасли – экономики гостеприимства, экономики сельского туризма. К примеру, Архангельская область обладает уникальными ресурсами, потому что еще живы удивительные по колориту старинные поселения.

Более того, современные технологии, способные создать локальное, немассовое, но конкурентоспособное производство, – это экономическая основа возрождения провинции. Например, компактные пилорамы можно вывести в лес и разделывать древесину. Или современные швейные машинки. Они могут шить все и из всего – ткани, кожи, полимеров. А еще мир быстро наполняется «поколением работающих на дому». Это дизайнеры, инженеры, бухгалтеры, консультанты, верстальщики. Список можно продолжить. И он будет расширяться. Чтобы воспользоваться всем этим, надо изменить в массовом сознании упаднический настрой на инновационное поведение и в обществе, и во власти, и в бизнесе.

Но в России повсюду слышится: «Какие технологии у нас-то! О чем вы говорите?» К сожалению, так мыслят и муниципальные руководители.

Между тем США возвращаются к локальным рынкам. В некоторых штатах продукты питания доставляются в торговую сеть с расстояния не более 100 км. Упор делается на местное производство продуктов питания, энергии, товаров потребления, что только усиливает местный обмен, местное управление, местную культуру.