Чистые активы отрицательны. Ликвидация неизбежна?

| статьи | печать

При подведении итогов за прошлый год некоторые организации обнаружили, что величина чистых активов оказалась ниже минимального предела. Законодательство в таких случаях предусматривает жесткие санкции, вплоть до ликвидации компании. О том, как этого избежать, читайте в статье.

 

СИТУАЦИЯ

Стоимость чистых активов предприятия – акционерного общества по итогам 2008 г. является отрицательной величиной. В 2009 г. организация получила от налогового органа уведомление с предложением представить письменные объяснения о причинах снижения стоимости чистых активов и проводимых мероприятиях по улучшению финансового состояния.

Не придется ли обществу из-за уменьшения величины чистых активов принимать решение о ликвидации в соответствии с п. 5 ст. 35 Закона об акционерных обществах?

Как реагировать на уведомление?

 

Последствия уменьшения чистых активов

Рассмотрим, что ожидает компанию, величина чистых активов которой меньше лимита, установленного законодательством.

Если по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным на утверждение акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов оказалась меньше уставного капитала, организация должна объявить об уменьшении уставного капитала до величины, не превышающей стоимости чистых активов. На это указано в п. 4 ст. 35 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон № 208-ФЗ).

В ситуации, когда стоимость чистых активов становится меньше величины минимального уставного капитала, общество подлежит ликвидации (п. 5 ст. 35 Закона № 208-ФЗ и п. 4 ст. 99 ГК РФ). Напомним, что минимальный размер уставного капитала для открытых акционерных обществ  составляет 1000 МРОТ, а для закрытых АО – 100 МРОТ (ст. 26 Закона № 208-ФЗ).

Что будет, если общество в разумный срок не примет решение об уменьшении своего уставного капитала или ликвидации? В этом случае кредиторы вправе потребовать от общества досрочного прекращения или исполнения обязательств и возмещения убытков. Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, иные государственные органы или органы местного самоуправления, которым федеральным законом предоставлено право на предъявление подобного требования, могут представить в суд требование о ликвидации общества (п. 6 ст. 35 Закона № 208-ФЗ).

В силу п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано, в частности, по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому законом предоставлено право на предъявление такого требования (п. 3 ст. 61 ГК РФ).

Такое право предоставлено налоговым органам. Инспекция может предъявить в суд иск о ликвидации организации (п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»). Принудительная ликвидация осуществляется только по решению суда.

 

Судьи не спешат применять принудительную ликвидацию

При принятии решения о принудительной ликвидации юридического лица суды руководствуются постановлением КС РФ от 18.07.2003 № 14-П. Согласно данному постановлению отсутствие в п. 2 ст. 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция применяется по одному формальному основанию: в связи с неоднократностью нарушения обязательных для юридических лиц правовых актов.

Судьи указали, что отдельное нарушение нормативно-правовых актов, допущенное как при создании юридического лица, так и в процессе его деятельности, само по себе не является единственным основанием для прекращения юридического лица путем его ликвидации при условии, что данное нарушение носит устранимый характер.

По мнению арбитров, принудительная ликвидация применима, только если неоднократные нарушения закона и вызванные ими последствия настолько существенны, что ликвидация будет той мерой, которая необходима для защиты прав и законных интересов других лиц.

Арбитражные судьи также считают, что далеко не всегда предприятие нужно ликвидировать, если стоимость его чистых активов меньше законодательного минимума.

Так, налоговый орган обратился в суд с исковым заявлением о ликвидации ЗАО, стоимость чистых активов которого оказалась ниже величины минимального размера уставного капитала. Суд отказал в удовлетворении иска. Принимая решение, арбитры учли следующие обстоятельства. Во-первых, величина кредиторской задолженности ЗАО снижается. Во-вторых, ЗАО представило бизнес-план на 2008 г., предусматривающий увеличение валовой прибыли. Кроме того, представленные в качестве доказательств копии бухгалтерского баланса общества за 2005–2007 гг. не свидетельствуют о критическом состоянии общества, приводящем к его безусловной ликвидации. Поэтому суд решил, что уменьшение чистых активов в данном случае не влечет ликвидацию общества, а говорит лишь об ухудшении финансового состояния, требующего принятия соответствующих мер (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.01.2009 № Ф04-188/2009 (19578-А27-50)).

Аналогичные выводы содержатся в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 02.04.2008 № А11-8727/2007-К1-15/ 143. Суд не нашел оснований для применения п. 4 ст. 99 ГК РФ и п. 4, 5 и 6 ст. 35 Закона № 208-ФЗ, так как, по мнению судей, имеющиеся у ответчика нарушения носят устранимый характер и не являются основанием для ликвидации общества. Изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что общество в полной мере осуществляет финансово-хозяйственную и коммерческую деятельность, имеет значительный штат сотрудников, дополнительно привлекает работников на основании гражданско-правовых договоров, не имеет задолженности по заработной плате и налоговым платежам. Кроме того, общество документально обосновало положительную динамику изменения стоимости чистых активов ЗАО на протяжении 2004–2006 гг.

Интересный случай рассмотрен и в постановлении ФАС Уральского округа от 05.06.2008 № Ф09-4075/08-С4.

На основании анализа представляемой ЗАО бухгалтерской отчетности, регистрирующим органом установлено, что размер чистых активов общества меньше установленного законом минимального размера уставного капитала. В связи с этим обществу было направлено письмо с требованием уменьшить уставный капитал. Организация это требование не выполнила, и регистрирующий орган обратился в суд с иском о ликвидации.

Изучив материалы дела, суд постановил, что по данным бухгалтерской отчетности по состоянию на 1 июля 2007 г. и 1 января 2008 г. чистые активы общества составляют отрицательную величину. Пункт 4 ст. 99 ГК РФ и п. 5 ст. 35 Закона № 208-ФЗ не предполагают незамедлительной ликвидации общества, если размер его чистых активов становится меньше установленного законом минимального размера уставного капитала, так как допускает возможность ведения обществом деятельности при таких условиях в течение нескольких отчетных финансовых лет.

Суд пришел к следующим выводам.

Во-первых, несоответствие размера чистой прибыли общества требованиям законодательства не носит неустранимого характера и может быть исправлено в ходе дальнейшего осуществления хозяйственной деятельности.

Во-вторых, закон не налагает на суд обязанности принять решение о ликвидации при выявлении допущенных обществом нарушений закона. Такие нарушения должны быть настолько существенными, чтобы позволили суду сделать вывод о невозможности дальнейшей деятельности общества.

Арбитры решили, что оснований для ликвидации общества нет.

 

Рекомендации

В рассматриваемой ситуации риск возникновения спора с налоговиками можно оценить как высокий, а риск удовлетворения судом заявления налогового органа о ликвидации предприятия – как низкий (если предприятие в полной мере осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет значительный штат сотрудников, нет задолженности по заработной плате и налоговым платежам, не имеет значительной кредиторской задолженности перед поставщиками, субподрядчиками, налоги уплачивает в бюджет своевременно).

Рекомендуем предприятию разработать и принять программу по обеспечению мер, необходимых для увеличения чистых активов. Программа должна содержать мероприятия, направленные на увеличение доходов, сокращение издержек, прощение кредиторами задолженности вашему предприятию и т.п.

Принятие программы может сопровождаться изданием соответствующего приказа по предприятию с указанием конкретного перечня лиц, ответственных за неуклонное увеличение чистых активов.

Что касается полученного из инспекции уведомления, на него нужно письменно ответить. В ответе необходимо указать причины снижения размера чистых активов до отрицательной величины. Кроме того, следует перечислить проводимые организацией мероприятия по увеличению суммы чистых активов, а также сослаться на принятую программу по обеспечению мер, направленных на рост величины чистых активов.