Банки повышают кредитное бремя

| статьи | печать

Все чаще в трудном финансовом положении оказываются не только заемщики – физические лица, но и предприятия многих отраслей экономики, работа которых невозможна без взаимодействия с банковским сектором. И если крупные кредитные организации с государственным участием в нынешних условиях в состоянии оперативно резервировать средства на потери по ссудам, предоставляя отсрочки и послабления с целью преодоления той или иной компанией кризисного периода, то банки второго эшелона, ссылаясь на проблемы с собственной ликвидностью, начинают прибегать к тактике маржин-коллов.

Понятие «маржин-колл» (от англ. margin call – требование о марже), до этого применявшееся главным образом на валютных и фондовых рынках, из-за углубления кризиса начало фигурировать и в более традиционной области финансирования – банковском кредитовании. Банкиры, сетуя на снижение стоимости различных активов, предоставленных в качестве обеспечения, зачастую в категоричных формах требуют от должников довнесения залога после его переоценки либо досрочного исполнения обязательств. Изыскиваются и пути повышения процентных ставок по уже выданным ссудам.

Предприятия реального сектора независимо от величины своей капитализации в данных обстоятельствах вынуждены ставить вопрос ребром: если обслуживающий банк не готов к пониманию того очевидного факта, что направление свыше 10–15% от текущей прибыли на погашение долга является критичным для функционирования бизнеса, то необходимо максимально сопротивляться радикальному исполнению обязательств.

По сути, единственным плюсом для бизнеса является лишь ситуация, когда кредит был взят в рублях и, следовательно, снижение курса национальной валюты немного играет заемщику на руку. Других преимуществ нет, и в вынужденном противостоянии промышленников с банками реальный сектор находится в значительно более неблагоприятных условиях.

Что касается крупных промышленных холдингов, то правительство уже всерьез озаботилось проблемой предотвращения остановки производства в результате нажима со стороны банкиров. В частности, на недавнем расширенном заседании Госсовета в Иркутске Президент РФ Дмитрий Медведев призвал отечественное банковское сообщество пересмотреть приоритеты и отказаться от практики прекращения работы целых предприятий в угоду собственным, как правило, не вполне обоснованным амбициям банков.

Наиболее показателен в данном случае пример с «Русалом», которому Альфа-банк отказал в отсрочке платежей несмотря на то, что все остальные кредиторы холдинга, включающего многие системообразующие предприятия страны, пошли ему навстречу и изыскали возможность продлить кредиты на два месяца.

По всей видимости, аналогичных решений со стороны Альфа-банка следует ожидать и многим другим его клиентам, если правительство и регуляторы, в свою очередь, не предпримут последующие шаги по пресечению агрессивной сверхрыночной политики кредитных организаций, в том числе на законодательном уровне. В качестве первичной меры в целях разрешения конфликта была организована встреча президента с председателем наблюдательного совета консорциума «Альфа-групп» Михаилом Фридманом.

В гораздо более сложном положении оказались предприятия второго эшелона, не говоря уже о малом и среднем бизнесе: рассчитывать на федеральную государственную поддержку данному сегменту не приходится. Недостаточно проработаны и региональные программы субсидирования ставок, госгарантий и рефинансирования.

К примеру, на федеральную программу поддержки малого бизнеса власть выделила всего 10,5 млрд руб., что примерно в 100 раз меньше средств, выделенных на стабилизацию финансового сектора. Определенно можно говорить и о том, что от предприятий среднего уровня вряд ли останется больше половины.

В то же время у любого банка несравнимо больше возможностей для разрешения того или иного имущественного конфликта в свою пользу. Ведь Закон о банках и банковской деятельности, по существу, никак не ограничивает степень и характер маржин-коллов: кредитная организация имеет безусловное право на переоценку обеспечения и взыскание долга, в то время как у заемщика нет ни малейшей возможности инициировать встречное судебное разбирательство против банка именно в контексте оспаривания необоснованно жестких требований.

В любом случае, даже если законодательство и будет скорректировано в сторону более четкого определения прав и обязанностей сторон, подобные меры не смогут стабилизировать перманентно ухудшающуюся атмосферу взаимоотношений финансового и реального секторов. О полном, хотя бы временном запрете на переоценку залогов и повышение процентных ставок речь пока не идет.

Таким образом, вряд ли следует ожидать именно в самой ближайшей перспективе кардинального пересмотра принципов взаимодействия банков и бизнеса. Исходя из этого предприятиям реального сектора независимо от величины их капитала и объемов деятельности приходится руководствоваться теми немногими возможностями противодействия маржин-коллам, которые существуют на данный момент.

Прежде всего необходимо приложить максимум усилий для убеждения кредиторов в нецелесообразности давления на клиента: банки зачастую изначально отказываются понимать, что в результате остановки производств и последующего банкротства заемщика им наверняка придется попросту списать долги за счет собственного резервирования. Ведь по-настоящему объективная переоценка практически любых залоговых активов в кризисных условиях крайне затруднительна, а подчас и совсем невозможна.

К тому же у кредитных организаций, как правило, вообще не существует четко отлаженного механизма реализации залогового обеспечения, особенно если речь идет не о фундаментальных активах, а, например, о товарах в обороте. Если предположить, что маржин-коллы начнут приобретать массовый характер, то это приведет к глобальному коллапсу и самого банковского сектора, неспособность которого даже технически переварить такие колоссальные объемы залоговых взысканий очевидна.

Не стоит надеяться и на широкую вариативность предложений от банкиров оптимально реструктуризировать задолженность, в связи с чем у предприятия-заемщика должен быть наготове собственный антикризисный план с различными путями стабилизации финансового положения, обоснованием предстоящих денежных потоков и рядом компромиссных предложений для кредитора. Имеет смысл сконцентрировать внимание банка на высвобождающихся вследствие кризиса конкурентных нишах. Но если прийти к адекватным решениям в процессе переговоров с финансовыми институтами все-таки не получится, остается старый проверенный и единственно возможный способ – тянуть время.