Россияне скупают все, что продается в аптеках

| статьи | печать

Аптеки страны отмечают повышенный спрос на все категории представленных товаров. Объем фармацевтического рынка в феврале 2020 г. составил 100,9 млрд руб., подсчитали эксперты DSM Group.

За неделю с 16 по 22 марта 2020 г. объемы продаж в аптеках выросли на 40,7% в упаковках и на 36,4% в рублях. У БАД «плюс» в упаковках на 32,2%, а в рублях —на 32,1%. Аптечные продажи косметики выросли на 27,6% в упаковках и на 13,6% в рублях. Продажи парафармацевтики выросли на 33,2% в упаковках и на 27,0% в рублях.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи готовых лекарств выросли на 86,5% в упаковках и на 95,4% в рублях; у БАД продажи тоже выросли — на 57,0% в упаковках и на 78,9% в рублях. Спрос на косметику вырос на 70,0% в упаковках и на 32,3% в рублях. Продажи парафармацевтики «в плюсе» на 67,3% в упаковках и на 72,3% в рублях.

По данным маркетингового агентства DSM Group, объем коммерческого рынка лекарств в феврале 2020 г. составил 100,9 млрд руб. (в розничных ценах). По сравнению с январем емкость рынка увеличилась на 9,9%. Относительно февраля 2019 г. в текущем году рынок показал прирост реализации на 20,1%. Средняя стоимость упаковки лекарственного препарата на коммерческом рынке России в феврале по сравнению с январем выросла на 1,1% и составила 220,4 руб.

Увеличение коммерческого рынка лекарств за первые два месяца 2020 г. относительно аналогичного периода 2019 г. в рублевом эквиваленте составило 14,5%. Общая емкость составила 192,7 млрд руб.

Структура коммерческого рынка лекарств по ценовым категориям изменилась в пользу дорогостоящих препаратов относительно февраля прошлого года. Доля сегмента «более 500 руб.» в феврале 2020 г. заметно увеличилась — на 1,1% по сравнению с февралем 2019 г., составив 42,7%. Средневзвешенная стоимость препаратов данной группы в феврале 2020 г. выросла (+1,1%) относительно аналогичного периода 2019 г. и составила 915,3 руб./упак.

Вес других сегментов на рынке сократился. В феврале 2020 г. препараты из самого востребованного ценового диапазона «от 150 до 500 руб.» заняли 43,1% рынка. Относительно аналогичного месяца 2019 г. доля данной категории сократилась на 0,1%. Средняя взвешенная цена составила 286,4 руб. (+1,7% к февралю 2019 г.).

Удельный вес сегмента лекарств со стоимостью упаковки 50—150 руб. не изменился относительно февраля 2019 г. и составил 10,8%. Средневзвешенная цена упаковки снизилась на 0,3% (91,9 руб.).

Доля дешевых лекарственных средств с ценой до 50 руб. уменьшилась на 1,1% по сравнению с февралем 2019 г. и составила 3,3%. Средневзвешенная цена в феврале 2020 г. составила 24,0 руб. (+4,3%).

Повышенный спрос на фармацевтику не привел к импортозамещению. В феврале 2020 г. было отмечено снижение доли российских препаратов по отношению к предыдущему году: на 0,6% в денежном выражении и на 2,9% в натуральном эквиваленте. Лекарства зарубежного производства превалировали в стоимостном объеме рынка — 67,8% по итогам месяца и составили 41,7% в натуральном объеме аптечного рынка РФ.

При рассмотрении абсолютных показателей можно отметить заметное увеличение продаж в рублях как у российских препаратов, так и у импортных — +17,8% и +21,3%. В натуральных единицах измерения объем реализации отечественных средств вырос только на 2,5%, тогда как темп прироста продаж зарубежных лекарств составил +15,8%, чем и обусловлено существенное изменение структуры рынка в упаковках в пользу импортных лекарств.

За год средневзвешенная стоимость упаковки лекарств отечественного производства выросла на 15,0% и составила в феврале 121,9 руб. В то время как цена на импортные препараты выросла на 4,7% — до 358,3 руб./упак.

При сравнении с январем объем реализации биодобавок увеличился в стоимостном выражении на 2,6%, в натуральных единицах измерения продажи выросли на 4,8%. Емкость российского рынка БАД в феврале 2020 г. составила 27,8 млн упаковок на сумму 6,1 млрд руб. В феврале 2020 г. средняя стоимость упаковки БАД была равна 219,6 руб., что на 2,1% ниже, чем месяцем ранее.

По итогам первых двух месяцев 2020 г. коммерческий рынок БАД вырос в рублях на 31,1% относительно аналогичного периода 2019 г. и составил 12,1 млрд руб. Решающую роль в такой динамике сыграл ценовой фактор. В упаковках за этот же период рынок увеличился на 10,4% — до 54,4 млн упаковок.