Работа юристов в условиях эпидемии коронавируса. Обзор изменений, которые произошли в марте 2020 года

| статьи | печать

Из-за пандемии коронавируса поменялось многое. Причем изменения происходят каждый день. Отследить их становится все труднее. Например, ВС РФ ограничил 18.03.2020 работу судов на время эпидемии и запретил подавать процессуальные документы лично в суд. А уже через неделю некоторые суды перестали принимать их и в электронном виде. То есть в этих судах остался только один способ подачи исков — по почте. Но и Почта России теперь тоже работает в ограниченном режиме. А значит, велика вероятность пропустить сроки давности. Будут ли суды допускать приостановление этих сроков из-за форс-мажора, не ясно. ВС РФ пока никаких разъяснений по этому поводу не давал. В то же время в других сферах юридической работы готовятся или уже даже приняты поправки. Например, разрешено проводить общие собрания акционеров заочно. Также планируется принятие законопроекта о моратории на банкротство. Газета «ЭЖ-Юрист» собрала информацию о том, какие связанные с работой юристов поправки были приняты в марте 2020 г. и какие планируется принять из-за распространения коронавируса1.

Изменения, связанные с эпидемией, затронули следующие сферы.

Суды

С 19.03.2020 существенно ограничена работа судов. Президиумы ВС РФ и Совета судей РФ приняли постановление от 18.03.2020 № 808 «О приостановлении личного приема граждан в судах». Они установили, что с 19 марта 2020 г. по 10 апреля 2020 г. включительно отправление судопроизводства будет осуществляться в усеченном режиме. Возможно, этот срок позже продлят. На основании этого документа суды приостановили личный прием граждан в судах и рекомендовали подавать документы только через электронные интернет-приемные судов или через Почту России.

При этом суды пока могут рассматривать дела безотлагательного характера (об избрании, продлении, отмене или изменении меры пресечения, о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни, и другие), а также в порядке приказного, упрощенного производства. Всем судам при наличии технической возможности рекомендовано инициировать рассмотрение дел путем использования систем видео-конференц-связи.

Некоторые суды продолжили рассматривать дела и после 19.03.2020. В результате получилось, что некоторые споры, которые не носили безотлагательный характер, были рассмотрены без присутствия представителей сторон. Скорее всего, в этом случае можно будет обжаловать судебный акт. Во-первых, рассмотрение дела в отсутствие сторон и без их согласия является ограничением права на доступ к правосудию и справедливое судебное разбирательство (ст. 46 Конституции РФ). Во-вторых, проведение заседаний в период карантина при наличии постановления ВС РФ о непроведении заседаний не соответствует принципу состязательности (ст. 9 АПК РФ).

Позже некоторые суды приостановили прием документов и в электронном виде. Например, Арбитражный суд г. Москвы не принимает документы через систему «Мой арбитр» с 27.03.2020 16:45 мск по 06.04.2020 00:00 мск (распоряжение Председателя АС г. Москвы от 26.03.2020 № 6-к). Также пока не будет работать Арбитражный суд Московской области. При этом отправить документы по почте тоже проблематично. Во-первых, с 30.03.2020 в Москве и Московской области введен режим общей самоизоляции. В связи с этим выходить из дома можно только в экстренных случаях. Во-вторых, отделения Почты России не будут работать несколько дней, за исключением круглосуточных отделений (по информации www.tass.ru).

При этом нужно учитывать, что сроки давности по общему правилу не приостанавливаются. Возможно, суды будут соглашаться с приостановлением, но только при наличии доказательств, что не было возможности подать исковое заявление по почте или в электронном виде через сайт. Например, если истец заболел коронавирусом или находился в самоизоляции из-за контакта с заболевшим (см. подробнее «Приостановится ли срок давности из-за ограничения работы судов в связи с коронавирусом?», «ЭЖ-Юрист», № 12, 2020).

Банкротство

В ближайшее время будет введен мораторий на банкротство. Законопроект об этом внесен на рассмотрение Госдумы (проект № 931192-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»). В нем указано, что для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство РФ получит право ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами.

В акте Правительства РФ о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные ОКВЭД, а также отдельные категории лиц и перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория. Все подаваемые заявления о банкротстве в отношении таких организаций суд будет возвращать.

Кроме того, появились сообщения о проведении собраний кредиторов заочно. В частности, Российский союз саморегулируемых организаций арбитражных управляющих направил обращение в Минэкономразвития России с просьбой разъяснить порядок проведения арбитражными управляющими собраний кредиторов в связи с распространением коронавируса. Минэкономразвития России направило довольно уклончивый ответ.

Цитируем до­кумен­т

Правовая позиция по указанному в обращении вопросу выражена в том числе в п. 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с признанием недействительными решений собраний и комитетов кредиторов в процедурах банкротства, утвержденного Президиумом ВС РФ 26.12.2018. В случае возникновения разногласий и спорных ситуаций в связи с проведением собрания кредиторов в ходе процедуры, применяемой в деле о банкротстве, такие разногласия могут быть рассмотрены арбитражным судом в рамках дела о банкротстве при всестороннем и полном исследовании всех обстоятельств, характеризующих соответствующий вопрос.

Письмо Минэкономразвития России от 23.03.2020 № Д22и-9106

В пункте 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с признанием недействительными решений собраний и комитетов кредиторов в процедурах банкротства, утвержденного Президиумом ВС РФ 26.12.2018, указано, что проведение собрания кредиторов должника — юридического лица в форме заочного голосования (без совместного присутствия) либо в очно-заочной форме само по себе не является основанием для признания недействительными решений, принятых на таком собрании. По сути, это означает, что проводить заочные собрания кредиторов не запрещено, но нужно быть готовым к тому, что принятые решения могут оспорить в суде.

Кроме того, арбитражные управляющие начали подстраховываться таким способом: в деле № А60-72820/2017 внешний управляющий подал ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде запрета внешнему управляющему проводить собрания кредиторов должника в очной форме в течение месяца с даты вынесения определения суда, а также возложения на внешнего управляющего обязанности в течение месяца с даты вынесения определения проводить собрания кредиторов должника только в заочной форме. Суд удовлетворил это ходатайство (см. Определение АС Свердловской области от 26.03.2020).

Работа госорганов и других организаций

Работа многих органов власти и организаций приостановлена. Президент РФ издал указ от 25.03.2020 № 206 о том, что с 30 марта по 3 апреля установлены нерабочие дни (о том, кто может работать в эти дни, см. «Нужно ли платить работникам двойную зарплату из-за эпидемии коронавируса?», «ЭЖ-Юрист», № 13, 2020).

ФНС России приостановила прием и обслуживание налогоплательщиков в налоговых инспекциях и их подразделениях. В связи с тем, что с 30 марта по 3 апреля установлены нерабочие дни, годовую отчетность нужно сдать до 06.04.2020 (при условии, что после 03.04.2020 не продолжатся нерабочие дни). Об этом сказано в письме ФНС России и Минфина России от 27.03.2020 № 07-04-07/24096/ВД-4-1/5303@.

Росстат тоже продлил сроки предоставления отчетности в связи с выходными днями (информация Росстата от 26.03.2020). Статотчетность со сроком представления с 28 марта до 8 апреля 2020 г. можно будет направить с задержкой от трех до восьми дней.

Федеральная нотариальная палата рекомендовала нотариальным палатам субъектов РФ составить перечень нотариальных контор нотариусов, которые готовы работать в период с 30 марта по 3 апреля в качестве «дежурных нотариальных контор».

МФЦ пока работают, но только по предварительной записи.

Также в СМИ была информация, что не будут взыскивать долги по жилищно-коммунальным платежам. Однако пока временный запрет на принудительное взыскание ранее возникшей задолженности за услуги ЖКХ и связи введен только в Москве (Указ Мэра Москвы от 27.03.2020 «О внесении изменений в Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ»).

Банк России установил, как банки будут работать в установленные нерабочие дни (информация Банка России от 26.03.2020 «О работе банков и платежной системы, операциях Банка России с 30 марта по 3 апреля»). Он рекомендовал всем кредитным организациям в период с 30 марта по 3 апреля 2020 г. осуществлять текущую деятельность в режиме, аналогичном работе кредитной организации в новогодние праздничные дни, при необходимости определить перечень дежурных отделений. Информация о графике работы должна быть на официальном сайте.

Также банки должны обеспечить операции по выдаче юридическим лицам денег на выплату заработной платы и иные выплаты социального характера в обычном режиме (хотя некоторые компании уже столкнулись с отказом банка обеспечить перечисление зарплат со ссылкой на «нерабочие дни»). Кроме того, будут функционировать все дистанционные услуги в части обслуживания клиентов, включая работу банкоматов и устройств самообслуживания, систем мобильного банка и онлайн-переводов.

Корпоративное право

Банк России в связи с объявлением нерабочей недели перенес сроки раскрытия списков аффилированных лиц и годовой отчетности эмитентов ценных бумаг (информация Банка России от 27.03.2020 «Информация о сроке раскрытия акционерными обществами списка аффилированных лиц за I квартал 2020 года и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год»). Эмитенты должны раскрыть список аффилированных лиц за I квартал 2020 г. не позднее 07.04.2020, а годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2019 г. должна быть опубликована не позднее 09.04.2020.

В 2020 г. разрешено проводить собрания акционеров в заочной форме, но только если повестка дня включает вопросы:

  • об избрании совета директоров или ревизионной комиссии акционерного общества;

  • об утверждении аудитора;

  • об утверждении годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если уставом решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров.

Для проведения собрания заочно такое решение должен принять совет директоров (ст. 2 Федерального закона от 18.03.2020 № 50-ФЗ «О приобретении Правительством Российской Федерации у Центрального банка Российской Федерации обыкновенных акций публичного акционерного общества „Сбербанк России“ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»).

Кредиты

Банк России разъяснил, что оплачивать кредиты в нерабочие дни, установленные Президентом РФ, необязательно. Перенос срока исполнения обязательства на ближайший следующий за рассматриваемым периодом рабочий день не может рассматриваться как нарушение сроков исполнения обязательств и, соответственно, не свидетельствует о возникновении просроченных платежей (информация Банка России от 27.03.2020 № ИН-03-31/32).

В случае обращения к кредитору заемщика, у которого подтверждено наличие COVID-19, с заявлением о реструктуризации его долга по договору кредита, предусматривающей приостановление исполнения заемщиком своих обязательств либо уменьшение размера платежей заемщика, банкам рекомендовано оперативно рассматривать и принимать решение об удовлетворении такого заявления заемщика.

В другом письме Банк России указал, что не следует начислять неустойку за ненадлежащее исполнение обязательств по договорам кредита (займа). Реструктуризацию рекомендуется проводить и в случае, если ранее заемщик реализовал право на льготный период.

При этом кредиторы должны организовать дистанционное взаимодействие, в том числе по телефону, с заемщиком с возможностью последующего предоставления документов, включая подтверждающие заболевание COVID-19, кредитору после окончания периода временной нетрудоспособности.

По ипотечным договорам Банк России рекомендовал в случае подтверждения COVID-19 у заемщика или совместно проживающих с ним членов его семьи не обращать взыскание до 30.09.2020 на предмет ипотеки (предпринять возможные действия по приостановлению исполнительных действий, связанных с реализацией предмета ипотеки), если предметом такой ипотеки является жилое помещение, являющееся единственным пригодным для постоянного проживания заемщика и совместно проживающих с ним членов его семьи (информационное письмо Банка России от 20.03.2020 № ИН-06-59/22 «О предоставлении отсрочки (уменьшении) платежей в связи с коронавирусной инфекцией (COVID-19)»).

Также о праве на «ипотечные каникулы» Банк России указывал в информационном письме от 24.03.2020 № ИН-06-59/28 «О реализации заемщиком — физическим лицом по кредитному договору (договору займа), обязательства по которому обеспечены ипотекой, права на обращение к кредитору с требованием о предоставлении льготного периода („ипотечных каникул“)». Для этого нужно подтвердить снижение среднемесячного дохода заемщика (совокупного среднемесячного дохода всех заемщиков), рассчитанного за два месяца, предшествующие месяцу обращения заемщика с требованием о предоставлении льготного периода, более чем на 30% (20%) по сравнению со среднемесячным доходом заемщика (совокупным среднемесячным доходом заемщиков), рассчитанным за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения заемщика. Также банки должны рассматривать снижение размера или отсутствие выплат, причитающихся заемщику по условиям заключенного им трудового договора (например, вследствие невыплаты или неполной выплаты заработной платы, временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера и иных схожих обстоятельств), при наличии документов, подтверждающих фактическое снижение среднемесячного дохода заемщика (совокупного среднемесячного дохода всех заемщиков).

Еще Банк России рекомендовал банкам до 30.09.2020 включительно реструктуризировать долги по кредитам субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе путем предоставления отсрочки по погашению остатка основного долга и процентов. Для получения таких условий субъект малого или среднего предпринимательства должен подать заявление в банк. Также рекомендуется не начислять таким заемщикам неустойку (штраф, пени) за ненадлежащее исполнение кредитного договора (информационное письмо Банка России от 20.03.2020 № ИН-06-59/24 «О реструктуризации кредитов (займов) субъектам МСП»).

Закупки

Если требуется срочная закупка любых товаров, работ, услуг, необходимых в период нерабочих дней, установленных Президентом РФ, такие организации вправе осуществить закупку без проведения конкурентных способов определения поставщика у единственного поставщика вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы (письмо Минфина России от 19.03.2020 № 24-06-06/21324 «Об осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при введении режима повышенной готовности»).

Форс-мажор

Торгово-промышленная палата начала выдавать сертификаты о форс-мажорных обстоятельствах бесплатно. Раньше стоимость этой услуги составляла 13 000 руб. Как обстоятельство непреодолимой силы выступает не сама эпидемия коронавируса, а ограничительные или другие меры, предпринимаемые властями на территории России для противодействия распространению пандемии, из-за которых исполнение контракта российской компанией становится невозможным (информация Минэкономразвития России от 27.03.2020 «Услуги по выдаче сертификатов о форс-мажорных обстоятельствах стали бесплатными для бизнеса»).


Комментарии экспертов

Газета «ЭЖ-Юрист» расспросила юристов, как изменилась их работа в период распространения коронавируса и какие вопросы приходится сейчас решать.


Евгений Шестаков, Управляющий партнер INTELLECT

INTELLECT работает. В полном объеме. Все офисы фирмы открыты. Секретари, а также сотрудники административной и финансовой служб находятся на своих рабочих местах. Все юристы доступны по всем каналам связи, включая возможность проведения встреч и консультаций в формате видеоконференций, и продолжают выполнять клиентские поручения, защищать интересы доверителей, консультировать по всем возникающим вопросам и оказывать помощь бизнесу в той непростой ситуации, которая сложилась из-за пандемии коронавируса. Единственное, на «нерабочей» неделе с 30 марта по 3 апреля для юристов действует режим свободного посещения офисов.



Павел ГРОМОВ, к.ю.н., директор юридического отдела АШАН

Работа изменилась очень сильно. Добавился огромный пласт вопросов в части отношений с контрагентами (поставщиками товаров, арендодателями, арендаторами, другими третьими лицами). Ситуация развивается очень быстро, и скорость наших действий стала важна как никогда, при сохранении краткости и содержательности ответов. Мы всегда делаем план А и несколько альтернативных вариантов развития событий, сейчас это особенно востребовано. В юридическом департаменте сейчас 95% людей работает удаленно, но есть несколько ребят (спасибо им большое за их работу!), которые должны находиться в офисе для подписания документов, административной работы и т.п. Отмечу, что в связи с последними решениями Правительства РФ существенно снизилось количество проверочных мероприятий.

Основные вопросы сейчас связаны с изменениями регулирования и экономической ситуации. Например, это закрытие торговых центров (где мы — собственники или арендаторы), добросовестное и своевременное исполнение обязательств нашими поставщиками (особенно «чувствительных» групп товаров), максимальное упрощение процессов для ускорения работы. Вопросы трудовых отношений также в топе. Здесь круг, в общем, известен, его широко обсуждают на онлайн-форумах.

Другой важный вопрос, с которым мы все столкнемся, — как будет все работать после окончания этого кризиса. Стоит готовиться уже сейчас в перерывах между авралами текущей работы.

В договорах крайне насущный вопрос — изменение ставок арендной платы и отказ от нефиксированных валютных (где они остались) и изменение других условий в договорах аренды.



Андрей Кузьмин, к.ю.н., адвокат, Старший партнер, Адвокатское бюро «Титов, Кузьмин и партнеры»

На самом деле наш офис ушел на «удаленку» за две недели до того, как это сделали все принудительно. У нас для этого все уже было подготовлено. Внедрена внутренняя электронная система, которая позволяет взаимодействовать и контролировать задачи, отработано взаимодействие в условиях удаленной работы. Отпусков, больничных никто не брал. По своему желанию никто не захотел брать, а категорий, которые обязаны, у нас нет. Это, прежде всего, лица старше 65 лет, лица с определенными хроническими заболеваниями и вернувшиеся из неблагополучных по коронавирусу стран.

Работы меньше не стало, потому что компании и люди не поставили свою деятельность на паузу. Они просто адаптируются к новым мерам, но продолжают работать и решать свои задачи. Единственное, очень сильно увеличилась работа по разъяснениям официальных документов по ограничительным мерам. Более того, из-за их внезапности, а зачастую позднего опубликования приходилось работать в сильно ненормированном режиме.

Проблемы, с которыми сейчас обращаются клиенты, наверное, достаточно банальны в этот период времени. Можно ли ездить на работу, как сделать так, чтобы наши сотрудники приехали, запретили ли нам работу, как перевести на дистанционную работу, как дистанционно оказывать услуги. Плюс многие захотели разобраться с различными своими делами до введения ограничительных мер.



Никита Душкин, директор юридического департамента АО «Сталепромышленная компания»

Сейчас примерно 70% состава юридического департамента вывели на удаленную работу. В рамках работы юридического подразделения оставили по одному человеку в составе каждого из отделов (всего четыре человека, которые обеспечивают функционирование подразделения). На текущей неделе планируем вывести оставшиеся 20% состава сотрудников с оставлением одного человека в качестве дежурного юриста.

Основная задача, которую сейчас решаем, — это создание легальной работы компании в условиях правовой и экономической турбулентности. Например, принятые на федеральном и региональном уровне нормативно-правовые акты оставили много вопросов для компаний, как в такой ситуации работать. Более того, в условиях сложившейся ситуации непонятно, что делать, если придут проверяющие. Разумеется, все мы рассчитываем на здравый смысл, но сегодня его, к сожалению, все меньше и меньше.

Изменения в договоры тоже планируем вносить, но немного. Основной акцент — это включение более высокого размера неустойки, а также включение дополнительных обязательств (залоги, например).


1 По состоянию на 31.03.2020.