Госпожнадзор получит возможность приостанавливать деятельность объектов, отнесенных к высшим категориям риска

| статьи | печать

Правительство М. Мишустина внесло в Госдуму законопроект, который предусматривает наказание за повторное нарушение требований пожарной безопасности, если его совершили на объекте защиты, который отнесен к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска. Предлагается разрешить приостановку деятельности организаций за повторное нарушение требований пожарной безопасности на объектах, отнесенных к трем высшим категориям риска.

Трагедия, произошедшая 25 марта 2018 г. в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» в г. Кемерово, до сих пор аукается россиянам ужесточениями нормативного регулирования в противопожарной области. Именно на события почти двухлетней давности как на пример наличия правовых пробелов в деятельности федерального государственного пожарного надзора, приведших к непоправимым последствиям, сослался новый Кабинет министров, внося проект закона об изменениях в КоАП РФ в нижнюю палату парламента. Документ зарегистрирован в электронной базе Госдумы под № 891642-7.

Как отмечается в пояснительной записке к проекту, результаты проведенных в последнее время проверок объектов защиты, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого риска, свидетельствуют о системном характере недостатков в сфере обеспечения пожарной безопасности на них. На 35 500 объектов выявлено более 280 000 нарушений противопожарных требований. Более 11 500 зданий эксплуатируются с нарушениями в работе автоматических систем пожарной сигнализации и оповещения о пожаре, более 17 000 объектов имеют неудовлетворительное состояние эвакуационных путей и эвакуационных выходов, на путях эвакуации 6500 объектов применены материалы с высокой горючестью и высокой дымообразующей способностью.

Установленная законодательством административная ответственность в виде административного штрафа не является для некоторых нарушителей достаточной мотивацией к соблюдению норм пожарной безопасности. Зачастую владельцы крупных торговых комплексов, иных объектов попросту «откупаются» штрафами, продолжая эксплуатировать небезопасные здания.

Анализ правоприменительной практики показал, что должностные лица органов федерального государственного пожарного надзора не направляют в суд административные дела для приостановки деятельности объектов с нарушениями. Объясняется это банальной причиной — они лишены такого права. В отличие от прокуратуры, которая имеет возможность направить соответствующий иск. В 2018 г. на объектах с массовым пребыванием людей органами прокуратуры в суды направлены материалы о приостановке деятельности 618 объектов, из которых деятельность 435 (70%) была приостановлена, то есть нарушения, выявленные при проверках, были признаны судом угрожающими жизни или здоровью граждан. Именно Генпрокуратура РФ инициировала обсуждение вопроса о целесообразности внесения соответствующих изменений в административное законодательство. В частности, ст. 20.4 КоАП РФ было предложено дополнить таким видом наказания, как административное приостановление деятельности тех объектов, несоблюдение требований пожарной безопасности на которых гипотетически грозит тяжкими последствиями. Сегодня, напомним, похожая санкция применяется, только если возникновение пожара уже повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека (ч. 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ). Кроме того, административная ответственность в виде административного приостановления деятельности предусмотрена за повторное невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор (ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ). Однако за нарушение требований пожарной безопасности на объекте, подобном ТРЦ «Зимняя вишня», несущее потенциальную угрозу жизни и здоровью большого количества людей, такой вид административного наказания не предусмотрен.

Поскольку ст. 3.1 КоАП РФ устанавливает, что административное наказание применяется в том числе в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, правительство намерено реализовать принцип превентивности путем внесения поправок в действующую редакцию Кодекса. Комментируемым законопроектом предлагается ввести в ст. 20.4 КоАП РФ новую часть — 2.1. Она должна предусматривать увеличение штрафных санкций в сравнении с общей нормой ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (для граждан штраф составит 3000—4000 руб., для должностных лиц — от 15 000 до 20 000 руб). Также планируется ввести административную ответственность вплоть до административного приостановления деятельности на срок до 30 суток за повторное нарушение требований пожарной безопасности, пренебрежение которыми ведет к возникновению угрозы жизни или здоровью людей. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП, вправе будут составлять уполномоченные лица надзорных органов, а также руководители пожарно-спасательных подразделений федеральной противопожарной службы. Предусматривается, что наказание в виде административного приостановления деятельности будет назначаться судьями районных судов.