Расходы на создание сайта: подбираем статью для учета

| статьи | печать

Специалисты Минфина России считают, что если компания заказала на стороне создание своего сайта и последующее его обслуживание, то такие затраты являются рекламными расходами. Это правило будет работать в том случае, когда право собственности на сайт не переходит к организации. Такая позиция содержится в письме от 17.12.2019 № 03-11-11/98698. Но есть и альтернативный вариант учета таких расходов.

Сразу скажем, что комментируемое письмо содержит разъяснения об отражении расходов на создание и обслуживание сайта, предназначенного для продвижения товаров (работ, услуг) компанией на «упрощенке». Но высказанную финансистами позицию могут применять и организации на общем режиме налогообложения. Ведь в упрощенной системе расходы отражаются так, как это предусмотрено в правилах главы 25 НК РФ.

При расчете налога на прибыль рекламные расходы включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). Правила учета таких расходов установлены в п. 4 ст. 264 НК РФ. В частности, к расходам на рекламу относятся рекламные мероприятия через информационно-телекоммуникационные сети.

По мнению Минфина России, данная норма подходит для отражения затрат на создание и обслуживание сайта, который не принадлежит организации и предназначен для продвижения ее товаров (работ, услуг).

В упрощенной системе расходы на рекламу учитываются в порядке, предусмотренном ст. 264 НК РФ. Это прямо установлено в п. 2 ст. 346.16 НК РФ. Таким образом, и при применении организацией УСН рассматриваемые затраты учитываются как рекламные на основании подп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Аналогичной позиции специалисты Минфина России придерживались и ранее (письма от 11.06.2019 № 03-11-11/42629, от 16.12.2011 № 03-11-11/317, от 12.03.2006 № 03-03-04/2/54).

Отметим, что такие рекламные затраты списываются на расходы полностью. Дело в том, что они содержатся в перечне ненормируемых рекламных расходов.

На наш взгляд, позиция финансового ведомства имеет право на существование. Ведь размещенная на сайте информация о товарах (работах, услугах), которые реализует компания, является рекламой. Напомним, что ею признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»).

Следовательно, если сайт предназначен для продвижения товаров (работ, услуг), реализуемых организацией, а именно для этого в большинстве случаев они и создаются, то расходы на их разработку являются рекламными. Поэтому применение норм п. 4 ст. 264 и подп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ вполне обоснованно.

Но справедливости ради нужно сказать, что это не единственный вариант учета таких расходов. Есть еще один, и финансисты ничего не имеют против его использования.

На основании подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ (при общем режиме) и подп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (при УСН) в состав расходов включаются затраты организации, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). По мнению Минфина России, компании вправе учесть расходы на разработку и обслуживание сайта по указанным нормам Кодекса, при условии, что исключительное право на него не переходит к организации (письма от 19.06.2019 № 03-11-11/44650, от 18.06.2019 № 03-11-11/44458).

Итак, мы имеем два варианта учета расходов на создание и обслуживание сайта, предназначенного для продвижения товаров (работ, услуг) компании, но не принадлежащего ей. Какой из них выбрать, компания решает самостоятельно и закрепляет выбранный вариант в учетной политике для целей налогообложения. Право на это ей дает п. 4 ст. 252 НК РФ, в котором сказано, что если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, организация вправе самостоятельно определить, к какой именно группе она отнесет такие затраты.

Мы считаем, что принципиальной разницы между этими вариантами нет. Ведь в обоих случаях компания единовременно списывает на расходы рассматриваемые затраты.