Показатели нацпроектов не позволяют добиться намеченной цели

| статьи | печать

Счетная палата опубликовала промежуточные результаты анализа реализации нацпроектов (по состоянию на ноябрь 2019 г.). Проверка контрольного ведомства показала, что некоторые показатели, сформулированные в Указе № 204, не полностью отражены в нацпроектах. Например, в проекте «Экология» говорится о необходимости повышения качества питьевой воды, но в сам проект не попали регионы или города, где нет централизованного обеспечения водой. Почти по всем проектам есть ситуации, когда показатели нацпроекта не позволяют добиться цели.

Паспорта 12 нацпроектов были утверждены для выполнения задач, поставленных в майском указе президента Владимира Путина. Их планируется реализовать до 2024 г. Общий бюджет нацпроектов составит 25,7 трлн руб. «Большинство национальных проектов были запущены с 1 января. И некоторые мероприятия в планах реализации формулировали и уточняли до середины года. Поэтому задержалось и финансирование национальных проектов, и исполнение», — пояснил председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.

Он обратил внимание, что некоторые проекты сформулировали поздно, а некоторые объекты, прежде всего инвестиционные, требовали дополнительной разработки проектно-сметной документации. Кроме того, есть ряд процедур, связанных с тендерами и торгами, которые идут долго и, бывает, дольше, чем даже запланировано.

На заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и нацпроектам в конце прошлого года первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов напомнил, что на достижение национальных целей развития в области экономики направлены три национальных проекта. Это проект малого и среднего предпринимательства, производительность труда и международная кооперация и экспорт.

Малых предприятий больше не становится

Бюджетные ассигнования на реализацию национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (МСП) по состоянию на 1 ноября 2019 г. исполнены на 62,6% (37936,2 млн руб.). По мнению Счетной палаты, нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий на финансовую поддержку субъектов МСП, должны устанавливать показатели результативности использования субсидий, характеризующие развитие сектора МСП, такие как увеличение объема производства, рост выручки, прибыли, налоговых выплат, прирост активов и другие.

В ходе проверки выявлено, что одни лица получают средства, а другие — несут ответственность за достижение целей национального проекта. Так, более 260 млрд руб., или 63% средств федерального бюджета на реализацию национального проекта МСП, планируется направить в 2019—2024 гг. АО «Корпорация „МСП“», АО «Банк МСП», российским кредитным организациям и др., которые не отвечают за достижение целевых показателей национального проекта МСП (численность занятых в сфере МСП, доля МСП в ВВП, доля экспорта субъектов МСП в несырьевом экспорте).

Вместе с тем высшие должностные лица субъектов РФ, ответственные за достижение указанных показателей и развитие МСП в регионах, не влияют на распределение ресурсов и деятельность получателей ресурсов.

Проведенный аудиторами анализ показал, что предлагаемые к реализации в рамках национального проекта МСП мероприятия не оказали существенного влияния на рост численности занятых в сфере малого бизнеса. По состоянию на 10 июля 2019 г. численность занятых в сфере МСП составила 19092,1 тыс. чел., что на 125,4 тыс. чел. меньше базового значения целевого показателя национального проекта МСП (19,2 млн чел. на июль 2018 г.), при этом с января 2019 г. численность занятых в сфере МСП уменьшилась на 107,3 тыс. чел.

По состоянию на 10 августа 2019 г. значение показателя относительно базового значения упало на 2,34% (449,9 тыс. чел.) до 18767,6 тыс. чел. По мнению чиновников, те меры, которые власти приняли в прошлом году, отразятся на статистике в текущем году. В 2020 г. руководство страны планирует увеличить количество предпринимателей, получающих поддержку в виде льготной ставки по кредитам, в том числе путем внедрения онлайн-взаимодействия при получении таких кредитных средств. «Будет развиваться институт самозанятых, и будут предоставлены все меры поддержки таким гражданам, как и меры, оказываемые обычным малым и средним предпринимателям. Будем принимать меры по акселерации субъектов МСП, введению льготного налогового периода при переходе предприятий из категории МСП к обычным режимам», — поделился планами А. Силуанов.

Регионы заинтересовались проектом по занятости

Сомнения в эффективности принимаемых мер есть у Счетной палаты и в отношении национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости». Его участниками уже стали 36 регионов. Это на четверть больше, чем планировалось на 2019 г. С регионами заключены соглашения о реализации региональных проектов, которые направлены на повышение квалификации трудовых ресурсов, формирование управленческого резерва, поддержку занятости населения, оптимизации производственных процессов на предприятиях.

До конца 2024 г. к участию в реализации национального проекта планируется привлечь все 85 регионов. Кассовое исполнение по национальному проекту осуществляется с мая 2019 г. и составило на 1 ноября 2019 г. 3459,7 млн руб. (48,5% показателя сводной бюджетной росписи).

По состоянию на 1 октября 2019 г. доля предприятий, внедряющих мероприятия национального проекта под региональным управлением (с РЦК), в общем количестве предприятий участников национального проекта составила 11,9% (81 предприятие), под федеральным управлением — 42,9% (292), внедряющих самостоятельно — 45,2% (308). До конца 2024 г. запланировано вовлечь в национальный проект 4,1 тыс. предприятий, внедряющих мероприятия национального проекта самостоятельно, что составляет 40,8% от общего количества запланированных к вовлечению в национальный проект предприятий (10 тыс. предприятий).

Уровень выполнения показателя по количеству вовлеченных в реализацию национального проекта средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, внедряющих мероприятия национального проекта самостоятельно, по состоянию на 1 октября 2019 г. уже составил 96,3% от запланированного годового показателя. По мнению Счетной палаты, такая высокая доля предприятий, осуществляющих внедрение мероприятий самостоятельно, создает вероятность того, что при формальном достижении установленной цели по количеству привлеченных в рамках проекта предприятий эффективность и результативность реализуемых мер окажется недостаточной.

Мировая торговля замедляет экспорт

Третий национальный проект в области экономики — международная кооперация и экспорт. Ключевой показатель — это увеличение объема экспорта. По предварительным прогнозам, объем несырьевого, неэнергетического экспорта по итогам прошлого года ожидается на уровне 152,2 млрд долл., что выше уровня прошлого года, но не достигает целевого значения на этот год, который установлен в сумме 160 млрд долл.

По словам А. Силуанова, отставание вызвано замедлением динамики мировой торговли. В 2019 г., по данным Международного валютного фонда, рост мировой торговли составил 1,1% против 3,6% в 2018 г. Вместе с тем в прошлом году снижались и мировые цены на экспортируемую продукцию, в первую очередь металлургическую, химическую, продукцию лесной промышленности, что также отразилось на динамике.

Общий объем потерянного прироста экспорта из-за ухудшения конъюнктуры Минфин оценивает в сумме 9,4 млрд долл. По оценке ведомства, прирост физических объемов от 2 до 5% был нивелирован более низкими ценами на продукцию.

Для поддержки экспортеров в текущем году власти планируют запустить программу поддержки патентования, модернизировать опорные лаборатории, которые освободят бизнес от необходимости проводить испытания своей продукции за рубежом. Также в планах разработка 10 страновых планов действий по продвижению российского экспорта за рубежом.

К сведению

Совет Федерации предлагает отменить налоги для микропредприятий

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко выступила за отмену налогов для микропредприятий и снижение налогов для малого бизнеса для развития предпринимательства в РФ. По ее словам, пришло время системно разобраться в причинах отсутствия роста числа небольших компаний, принять, какие меры дополнительно нужны для малого и среднего бизнеса.

Сенатор считает, что российским предпринимателям необходима материальная мотивация в виде снижения налогов. «Вот, скажем, микропредприятия, но, может, проще отменить вообще налоги для этого вида бизнеса, и, наверное, они окупятся экономией нa дорогом администрировании сбора этих налогов. Мне думается, что пришло время очень системно разобраться в причинах, принять, какие меры дополнительно нужны для малого и среднего бизнеса... Налоги надо нa малый бизнес снижать, я в этом убеждена, отдача будет гораздо больше», — сказала В. Матвиенко нa пресс-конференции.

Она отметила, что всегда была сторонницей либо минимизаций, либо снятия, либо послабления налогового бремени для малого и среднего бизнеса. «Давайте посмотрим: мы хорошо знаем, что наши граждане талантливы, умны, образованны и предприимчивы, и мы как мантру из года в год повторяем, что нужно увеличивать количество малых и средних предприятий, но существенного роста не происходит», — добавила председатель Совета Федерации.