Белоруссия снизила транзит российской нефти и ищет себе поставщиков топлива вне России

| статьи | печать

С 14 января объем прокачки по трубопроводу «Дружба» в направлении Польши снижен вдвое — до 70 тыс. т в сутки, сообщили «Интерфаксу» в ОАО «Гомельтранснефть Дружба» (оператор белорусского участка трубы). Тем временем Белоруссия ищет, где покупать нефть дешевле, чем в России.

Представитель «Гомельтранснефть Дружба» объясняет: «С 14 по 17 января проводятся ремонтные работы на участке „Мозырь-Брест-3“. Решение начать работы было не совсем плановым... необходимо срочно устранить дефекты на участках нефтепровода в направлении Польши».

В сообщении на сайте «Гомельтранснефть Дружба» говорится, что в течение года ремонтные работы на нефтепроводе (через него в Европу уходит каждый пятый баррель российского нефтяного экспорта. — Прим. «ЭЖ») будут проводиться ежемесячно. Это будет приводить к частичной остановке перекачки нефти.

Белорусская компания отмечает, что в прошлом году было проведено обследование 1300 км линейной части трубопроводов, и по результатам внутритрубной диагностики выявлено большое скопление дефектов.

Любопытно, что решение остановить «Дружбу» было принято за сутки до нового раунда переговоров о тарифах на прокачку. Минск, по данным «Интерфакса», требует их повышения на 16,6%, ссылаясь на ЧП с загрязнением нефти в прошлом году, из-за которого трубопровод простаивал, а белорусские НПЗ столкнулись с поломками оборудования. Встреча в Минске 13 января закончилась безрезультатно. В среду, 15 января, делегация Федеральной антимонопольной службы РФ должна была вылететь в белорусскую столицу для новой попытки договориться.

С 1 января крупные нефтяные компании России прекратили поставки нефти на белорусские НПЗ, после того как Минск потребовал убрать из цены премию в размере 10 долл. за тонну. В настоящее время нефтью Белоруссию снабжает лишь группа «Сафмар» Михаила Гуцериева, которому в России принадлежат «РуссНефть» и «Нефтиса», а в Белоруссии — криптовалютная биржа и ряд крупных инвестпроектов. Но планируемый объем поставок — 750 тыс. т в январе — обеспечит лишь половину загрузки Новополоцкого и Мозырского НПЗ, ежемесячно потребляющих около 1,5 млн т нефти из РФ.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко 31 декабря распорядился начать импорт нефти от альтернативных поставщиков. Белоруссия обратилась с запросом на Украину, в Польшу, страны Балтии, Казахстан и Азербайджан.

Министр энергетики Казахстана Нурлан Ногаев ответил на обращение белорусов, сообщает ТАСС. Он сказал, что предложение будет рассмотрено до 20 января.

По мнению партнера и руководителя нефтегазовой практики KPMG в России и СНГ Антона Усова, вероятность сделки Белоруссии и Казахстана, безусловно, есть.

«Я думаю, что цена не будет сильно отличаться от среднемировой. Средняя цена на Европу сейчас у нас примерно 65 долл. Соответственно, если мы будет говорить о какой-то скидке в связи с тем, что 65 долл. — это базис, условно, западноевропейский, то мы можем иметь скидку к этой цене, плюс скидку на транспортное плечо. Но оценить ее для конкретной сделки невозможно. Полагаю, что существенная скидка будет возможна только на условиях рыночных отношений», — цитирует А. Усова «Бизнес ФМ».

А доцент кафедры экономической теории РЭУ имени Плеханова Олег Чередниченко говорит: «Получить вариант не хуже, чем сейчас, я думаю, Белоруссии не удастся. На сегодняшний день Белоруссия получает нефть от России по ценам существенно ниже европейских. Любое изменение договоренностей повлечет для Белоруссии дополнительные расходы в бюджетных статьях».

Контракт между Россией и Белоруссией на поставку нефти истек 1 января.

К сведению

Пока единственным поставщиков нефти в Белоруссию остается Россия. В год по трубопроводу «Дружба» в Белоруссию и далее транзитом в страны Европы российские компании поставляют около 50 млн т, из которых 24 млн т беспошлинно получает Минск. При условии равномерности поставок в течение года только в 2019 г. отсутствие пошлины в цене закупаемой нефти дало Белоруссии экономию около 1,67 млрд долл. 18 млн т страна перерабатывает на своих НПЗ, оставшуюся часть нефти экспортирует, при этом пошлину (около 418 млн долл. в 2019 г.) Минск забирает себе.