Сельхозпроизводителям нужно быть начеку: ФАС России проверяет регистрацию внебиржевых договоров купли-продажи пшеницы

| статьи | печать

Антимонопольные органы проводят кампанию по проверке сельхозпроизводителей на предмет соблюдения ими требований законодательства о раскрытии информации о внебиржевых сделках с пшеницей 3-го и 4-го класса. Штрафы за неисполнение обязанностей серьезные, однако избежать ответственности или хотя бы уменьшить ее размер вполне реально. Подробнее — в материале.

В отношении сделок с некоторыми группами товаров весьма распространенным местом их заключения является биржа. Однако это не отменяет того факта, что сделки с этими же товарами могут заключаться и вне биржи в рамках обычной хозяйственной деятельности. При этом некоторые товары, а точнее их оборот, являются предметом пристального внимания Федеральной антимонопольной службы. В частности, в последнее время внимание антимонопольных органов обращено на оборот товаров, которые обычно торгуются на бирже и в отношении внебиржевых сделок с которыми предусмотрено специальное правовое регулирование. Так, в настоящий момент антимонопольные органы ведут активную работу по контролю за соблюдением установленных законом и подзаконными актами требований в этой сфере и с этой целью запрашивают у хозяйствующих субъектов, соответствующих определенным критериям, информацию о заключении ими внебиржевых договоров в отношении биржевых товаров. В частности, речь идет о пшенице 3-го и 4-го класса и внебиржевых сделках с ней.

Закон и правовые акты Правительства РФ определяют условия, при которых стороны внебиржевых сделок с биржевыми товарами должны раскрывать информацию об этих сделках. Эти требования распространяются не на всех — установлен нижний предел. Таким образом, на мелких производителей указанные требования не распространяются.

Сведения о заключаемых внебиржевых договорах подаются через биржу. Хозяйствующий субъект должен зарегистрировать на бирже личный кабинет. И хотя требования о раскрытии информации работают уже несколько лет, до недавнего времени контрольный механизм не работал в полной мере. Дело в том, что у многих бирж нет необходимого программного обеспечения.

На сегодняшний день ФАС России рассылает обезличенные письма производителям и поставщикам пшеницы 3-го и 4-го класса с требованием рассказать, раскрывает компания соответствующие сведения или нет.

Закон требует раскрывать информацию о внебиржевых сделках с пшеницей 3-го и 4-го класса

Статья 11 Федерального закона от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах» устанавливает правило, согласно которому в случаях, порядке, объеме и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами Правительства РФ, стороны должны предоставлять информацию о заключенных ими не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам (далее — внебиржевые договоры). Информация о таких внебиржевых договорах вносится в реестры, которые должны вести биржи, осуществляющие проведение организованных торгов, на которых заключаются договоры купли-продажи соответствующего товара.

Постановлением от 23.07.2013 № 623 Правительство РФ утвердило Положение о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра (далее — Положение о предоставлении информации о внебиржевых договорах). Требования, установленные правительством в указанном документе, распространяются наряду с другими группами товаров, на пшеницу 3-го и 4-го класса при объеме реализации группой лиц производителя за предшествующий год свыше 10 000 т и объеме сделки более 60 т (подп. (г) п. 2 Положения о предоставлении информации о внебиржевых договорах).

Таким образом, обязанность предоставлять сведения о внебиржевых сделках лежит на хозяйствующих субъектах, отвечающих одновременно двум условиям:

  • входят в группу, производящую соответствующий товар и реализующую свыше 10 000 т товара в год;

  • совершают сделку, объем которой составляет более 60 т.

Согласно п. 8 Положения о предоставлении информации о внебиржевых договорах обязанность своевременного предоставления полной и достоверной информации о внебиржевом договоре возлагается на лицо, осуществившее отчуждение соответствующего биржевого товара на внебиржевом рынке (лицо, заключившее внебиржевой договор). Для внесения внебиржевого договора в реестр лицо, заключившее внебиржевой договор, предоставляет бирже следующие сведения:

  • наименование и ИНН лица, заключившего внебиржевой договор;

  • наименование и ИНН производителя товара;

  • наименование и ИНН приобретателя;

  • наименование товара, являющегося предметом внебиржевого договора;

  • количество товара, подлежащего отчуждению (поставке) по внебиржевому договору (в установленных биржей единицах измерения);

  • цена товара (в рублях за единицу, включая налоги и сборы), указанная во внебиржевом договоре (дополнительном соглашении), приведенная к базису поставки, а также дата определения цены товара;

  • базис поставки (место, в котором обязанность поставщика по поставке товара признается исполненной в соответствии с внебиржевым договором);

  • место производства товара;

  • место отгрузки товара;

  • сведения, содержащие информацию о стоимости транспортировки товара от места отгрузки до места, в котором обязанность поставщика признается исполненной, в рублях за единицу;

  • дата заключения внебиржевого договора и его номер;

  • способ поставки товара с места отгрузки;

  • срок исполнения (поставки) по внебиржевому договору;

  • сведения о наличии либо об отсутствии основания (оснований), в силу которого (которых) производитель и приобретатель товара признаются взаимозависимыми или аффилированными лицами;

  • некоторые другие сведения.

Указанные сведения, за исключением информации о стоимости транспортировки товара, предоставляются лицом, заключившим внебиржевой договор, бирже в электронном виде по форме и в соответствии с требованиями, которые установлены внутренними документами биржи, по каждому внебиржевому договору в срок не позднее трех рабочих дней со дня их определения сторонами внебиржевого договора, а в случае внесения изменений во внебиржевой договор (дополнительное соглашение) — со дня изменения соответствующих сведений.

Отметим, что применительно к некоторым товарам, в частности к пшенице 3-го и 4-го класса, раскрытие сведений о внебиржевых сделках имеет нюанс, который заключается в том, что на этапе подписания договора некоторые параметры договора, например о качестве товара или объеме поставки, точно не известны, а являются лишь предполагаемыми и определяются по факту отгрузки. В этом случае, когда в соответствующие сведения вносятся изменения и такие изменения оформляются сторонами договора документально, информация о данных изменениях подлежит предоставлению на биржу в течение трех дней со дня изменения соответствующих сведений. Так, к примеру, если объем фактической отгрузки оказывается меньше предусмотренного в договоре, документом, изменяющим соответствующие сведения в части количества товара, является универсальный передаточный документ, содержащий информацию о фактическом объеме поставки пшеницы по договору. Соответственно, информация о подобных изменениях подлежит предоставлению на биржу в течение трех дней с даты оформления сторонами универсального передаточного документа.

Здесь стоит отметить, что своими разъяснениями ФАС России в определенной степени расширяет сферу действия Положения о раскрытии информации о внебиржевых договорах. То, что изначально охватывалось понятием «регистрация договора», на практике оказывается регистрацией не только договора, но и факта его исполнения. Дело в том, что подавляющее большинство участников рынка зерна зачастую не знают в момент заключения сделки некоторые ее параметры, например, какой именно объем товара будет в итоге отгружен покупателю. Точное понимание количества зерна часто возникает лишь после фактической отгрузки, то есть после полного исполнения договора. Таким образом, антимонопольное ведомство предлагает вносить информацию о договоре не только исходя из согласованных сторонами условий, но и на основании в том числе универсальных передаточных документов, иных первичных документов, то есть уже после исполнения сделки. Для обязанных лиц это означает необходимость не просто один раз зарегистрировать договор, а на каждом этапе исполнения внебиржевых сделок с пшеницей 3-го и 4-го класса вносить соответствующие изменения в сведения о таких сделках, поданные на биржу.

Подтверждением внесения в реестр сведений о внебиржевых сделках с биржевым товаром является электронное уведомление, содержащее присвоенный внебиржевому договору уникальный код, составленное по форме, установленной внутренними документами биржи, и направленное биржей лицу, заключившему внебиржевой договор, в течение одного рабочего дня со дня внесения соответствующих изменений в реестр по электронной почте и (или) по факсимильной связи.

Ответственность за нарушение требований о раскрытии информации о внебиржевых договорах

В соответствии с ч. 6 ст. 14.24 КоАП РФ нарушение стороной договора, заключенного не на организованных торгах, установленных нормативными правовыми актами Правительства РФ порядка и (или) сроков предоставления информации об указанном договоре, в том числе предоставление неполной и (или) недостоверной информации, а равно непредоставление такой информации влечет наложение административного штрафа в следующих размерах:

  • на граждан — от 1000 до 2500 руб.;

  • на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.;

  • на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 руб.

В соответствии со ст. 23.48 КоАП РФ полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях, квалифицируемых по ч. 6 ст. 14.24 КоАП РФ, возложены на ФАС России и ее территориальные управления.

Срок давности привлечения к ответственности за совершение рассматриваемого административного правонарушения составляет в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ один год со дня его совершения.

Отметим, что нераскрытие сведений хотя бы об одном договоре, информация о котором подлежит раскрытию, уже может стать основанием для серьезного штрафа. Между тем судебная практика показывает, что размер штрафа может быть снижен на основании ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ ниже минимального предела.

Пример из практики

В одном деле ФАС России направила в адрес одной организации запрос информации о предоставлении в том числе реестра договоров на поставку пшеницы 3-го и 4-го класса в 2017 г. Организация предоставила ФАС России реестр договоров по реализации пшеницы 3-го и 4-го класса в 2017 г. и в январе 2018 г. объемом свыше 60 т. У ФАС России имелась информация, что по договору реализации пшеницы 4-го класса от 29.11.2017, заключенному между организацией и одним ООО объем поставки составил более 5000 т на сумму более 35 млн руб. Однако информация на биржу для регистрации этого договора в нарушение требований Положения о раскрытии информации о внебиржевых договорах не предоставлялась. В итоге, проведя административное расследование, антимонопольный орган привлек организацию к административной ответственности по ч. 6 ст. 14.24 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

Организация попыталась оспорить постановление антимонопольного органа в суде, признав его незаконным, или изменить его, снизив размер штрафа до 150 000 руб. Суды трех инстанций поддержали организацию и снизили размер штрафа ниже минимального предела до 150 000 руб.

Постановление АС Центрального округа от 13.08.2019 № Ф10-3069/2019 по делу № А08-9530/2018

Однако снизить размер штрафа удается далеко не всем компаниям (см., например, постановление АС Московского округа от 16.05.2019 № Ф05-5589/2019 по делу № А40-158314/2018).

Если компания заключала внебиржевые сделки с зерном, но не регистрировала их на бирже, она тем не менее может попытаться избежать штрафа, даже если предусмотренные нормативными актами сроки уже вышли. Дело в том, что в некоторых случаях антимонопольные органы признают правонарушение малозначительным, если компания предпринимала попытки зарегистрировать внебиржевой договор до привлечения ее к ответственности.

Пример из практики

Одна компания получила от ФАС России запрос о предоставлении информации, в том числе реестра договоров на поставку пшеницы 3-го и 4-го класса с июня 2017 г. по май 2018 г., объемов по реализации пшеницы 3-го и 4-го класса всеми хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц с компанией за 2016 и 2017 гг. и письменные пояснения с приложением соответствующих подтверждающих документов по вопросу предоставления/непредоставления информации на биржу для регистрации внебиржевых договоров (дополнительных соглашений) по поставкам пшеницы.

Компания направила в ФАС России реестр договоров по реализации пшеницы 3-го и 4-го класса за период с июня 2017 г. по май 2018 г. объемом свыше 60 т, а также реестр реализации пшеницы 3-го и 4-го класса за 2016 г. Однако антимонопольный орган не располагал сведениями о том, что компания своевременно информировала биржу о заключенных внебиржевых договорах в отношении пшеницы 3-го и 4-го класса. По результатам административного расследования было установлено, что компания заключила договор на поставку пшеницы, сведения о котором подлежали раскрытию. Однако из представленных в ФАС России материалов (print screen) следовало, что 06.07.2018 компания предоставила на биржу сведения о заключенном договоре от 22.12.2017, однако биржей регистрация указанного договора была отклонена. В результате указанный договор был зарегистрирован только 09.07.2018. Таким образом, компания нарушила требования Положения о раскрытии информации о внебиржевых договорах, однако антимонопольный орган учел попытки зарегистрировать договор на бирже до вынесения определения о возбуждении дела и квалифицировал правонарушение как малозначительное в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.

В итоге компанию освободили от административной ответственности, ограничившись лишь устным замечанием.

Постановление ФАС России от 22.08.2018 по делу № 4-14.24-1129/00-06-18

Приведенный пример является далеко не единичным случаем, когда ФАС России прекращала производство по делу в аналогичных ситуациях, признавая нарушения малозначительными (см., например, постановления ФАС России от 11.09.2018 по делу № 4-14.24-1216/00-06-18, от 22.08.2018 по делу № 4-14.24-903/00-06-18).

Организациям, которые уже получили запрос от ФАС России с требованием предоставить подтверждение, стоит также учитывать, что за непредставление или несвоевременное представление сведений (информации) по требованию антимонопольного органа, а равно представление заведомо недостоверных сведений, ст. 19.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для юридических лиц в размере до 500 000 руб.

Определение круга лиц, входящих в группу производителя

В подпункте (г) п. 2 Положения о раскрытии информации о внебиржевых договорах, определяющем условия, при которых информация о сделке с пшеницей подлежит раскрытию, речь идет об объеме реализации зерна группой лиц производителя за предшествующий год (свыше 10 000 т). Здесь возникает закономерный вопрос: что понимается под группой лиц производителя?

В пункте 6 Положения о раскрытии информации о внебиржевых договорах уточняется, что речь идет о договорах, заключенных производителями соответствующих товаров (пшеницы 3-го и 4-го класса), лицами, входящими в группу лиц с производителями, или лицами, действующими в интересах и за счет указанных лиц. В своих письмах участникам рынка зерна ФАС России дает ссылку на понятие группы лиц, которое приведено в ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Цитируем документ

Группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким из следующих признаков:

1) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);

2) юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица физическое лицо или юридическое лицо;

3) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом, хозяйственным партнерством) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу, хозяйственному партнерству) обязательные для исполнения указания;

4) юридические лица, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица;

5) хозяйственное общество (хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества (хозяйственного партнерства);

6) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;

7) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;

8) лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в пунктах 1—7 настоящей части признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в пунктах 1—7 настоящей части признаку;

9) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), физические лица и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных в пунктах 1—8 настоящей части признаков входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).

Часть 1 ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Иными словами, речь идет о сделке по реализации зерна любым субъектом (любыми субъектами), входящим в одну группу с производителем зерна (это может быть как сам производитель, так и входящие в одну с ним группу трейдеры), третьим лицам, не входящим в указанную группу лиц.

По видимому, антимонопольному органу интересно контролировать не оборот зерна в целом, а только объемы его производства. В письме от 12.08.2015 № АК/41660/15 ФАС России отдельно отмечает, что сделки по отчуждению товаров, указанных в п. 2 Положения о раскрытии информации о внебиржевых договорах (в том числе пшеницы 3-го и 4-го класса), приобретенных у третьих лиц, не подлежат регистрации на бирже.

Принять к сведению

На сегодняшний день требования о раскрытии информации о внебиржевых сделках распространяется только на два класса пшеницы — 3-й и 4-й. На так называемую «сильную» пшеницу (1-й и 2-й классы) и фураж (5-й класс) эти требования не распространяются. Но надо отметить, что ФАС России предпринимает попытки расширить перечень внебиржевых товаров, информация о внебиржевых сделках с которыми подлежит раскрытию, в частности, распространив соответствующие обязанности на производителей вообще всей пшеницы, с 1-го по 5-й класс. Так, на портале regulation.gov.ru был размещен проект соответствующих поправок в Положение о предоставлении информации о внебиржевых договорах (ID 02/07/10-16/00055614), который, однако, получил отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия.

***

На сайте ФАС России приведены ответы на часто задаваемые вопросы в том числе о раскрытии информации о внебиржевых сделках с биржевыми товарами. Сами вопросы и ответы на них можно найти на сайте ФАС России в категории «Часто задаваемые вопросы» / «Агропромышленный комплекс» или по ссылке http://fas.gov.ru/questions/question_categories/17.

На сайте Центрального банка РФ приведен перечень бирж, принимающих информацию о внебиржевых договорах в отношении товаров, допущенных к организованным торгам, в том числе в отношении пшеницы 3-го и 4-го класса (перечень бирж доступен по ссылке https://www.cbr.ru/finmarket/supervision/sv_secur/list_commodity_exch/). ФАС России в своих письмах хозяйствующим субъектам указывает, что подавать сведения о внебиржевых сделках на рынке зерна можно, используя программный продукт, разработанный АО «Национальная товарная биржа». Раскрывающее информацию лицо регистрирует личный кабинет, регистрирует в нем каждую сделку, информация о которой подлежит раскрытию, а затем заполняет поля в соответствии с условиями внебиржевого договора. Подробную информацию о том, как работать с этим сервисом, можно найти в презентации, размещенной по ссылке https://fs.moex.com/f/8904/reporting623.pdf.