Как в следующем году сдавать обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности?

| статьи | печать

Приказом от 13.11.2019 № ММВ-7-1/569@ ФНС России утвердила Порядок представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — Порядок). Документ зарегистрирован в Минюсте России 10.12.2019 № 56754 и вступит в силу с 1 января 2020 г.

Начиная со следующего года компании обязаны один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (обязательный экземпляр отчетности) представлять в налоговый орган по месту своего нахождения. Соответствующие изменения в ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) были внесены Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ. Подробнее об этом см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 48, 2018.

Обязательный экземпляр отчетности передается компанией по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (п. 5 ст. 18 Закона № 402-ФЗ). Разработка формата обязательного экземпляра отчетности, а также порядка его представления возложена на ФНС России (п. 8 ст. 18 Закона № 402-ФЗ). Выполняя это требование законодательства, налоговики утвердили комментируемый приказ.

Требования к обязательному экземпляру отчетности

Условия, которым должен удовлетворять обязательный экземпляр отчетности, приведены в п. 4—6 Порядка. Так, формировать обязательный экземпляр отчетности и аудиторское заключение в виде электронных документов нужно по формату, утверждаемому ФНС России. Этот формат установлен приказом ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@.

Обратите внимание, что согласно положениям п. 5 ст. 18 Закона № 402-ФЗ (в редакции, действующей с 1 января 2020 г.) обязательный экземпляр отчетности должен быть представлен не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. А аудиторское заключение может передаваться вместе с обязательным экземпляром отчетности либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Из положений п. 5 и 7 Порядка следует, что подписание обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения производится усиленной квалифицированной электронной подписью. Направлять данные документы необходимо с обязательным применением сертифицированных ФСБ России средств криптографической защиты информации, совместимых со средствами криптографической защиты информации, используемыми в налоговом органе.

Документооборот

Поскольку документооборот между компанией и налоговым органом происходит в зашифрованном виде, компания должна обеспечить не только шифрование при отправке, но и дешифрование при получении информации. Такое требование содержится в п. 7 Порядка.

В процессе электронного документооборота между компанией и налоговиками при направлении обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней используются следующие технологические электронные документы:

  • подтверждение даты отправки электронного документа;

  • квитанция о приеме;

  • уведомление об отказе в приеме;

  • извещение о получении электронного документа;

  • информационное сообщение о представительстве (при подписании представленного обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней уполномоченным представителем компании);

  • уведомление об уточнении (в случае выявления в представленном файле ошибок (противоречий, несоответствий));

  • извещение о вводе сведений (в случае если в информации, представленной в файле, не содержится ошибок (противоречий)).

В пункте 8 Порядка указано, что извещение о получении электронного документа формируется автоматически при получении подтверждения даты отправки электронного документа, квитанции о приеме и уведомления об отказе в приеме.

Если у налоговиков нет претензий к представленному экземпляру отчетности, документооборот происходит следующим образом. Налоговый орган в течение одного рабочего дня с момента получения обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения формирует квитанцию о приеме, подписывает ее квалифицированной электронной подписью и направляет компании. Датой получения налоговым органом обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения к ней считается дата, указанная в квитанции о приеме (п. 10, 11 Порядка). Компания помимо квитанции о приеме получает также подтверждение даты отправки (п. 13 Порядка). Обязательный экземпляр отчетности и аудиторское заключение о ней считаются принятыми налоговым органом, если компанией получена квитанция о приеме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа (п. 14 Порядка).

Отказ в приеме

Отказать в приеме обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней налоговики могут только в нескольких случаях. Их исчерпывающий перечень содержится в п. 9 Порядка. Так, отказ возможен при:

  • несоблюдении компанией утвержденного формата обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения к ней;

  • отсутствии усиленной квалифицированной электронной подписи или несоответствии данных владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи данным в обязательном экземпляре отчетности и аудиторском заключении о ней;

  • представлении обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней в налоговый орган, в компетенцию которого не входит их прием.

Если есть основания для отказа в приеме, документооборот происходит следующим образом. Налоговый орган в течение одного рабочего дня с момента получения обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения формирует уведомление об отказе в приеме, подписывает его усиленной квалифицированной электронной подписью и направляет это уведомление компании (п. 12 Порядка). При получении уведомления об отказе в приеме компания должна устранить указанные в этом уведомлении ошибки. После их исправления она повторяет процедуру направления обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней (п. 15 Порядка).

Особенности для малых предприятий

Подпунктом 1 п. 4 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2018 № 444-ФЗ установлено, что обязательный экземпляр отчетности за 2019 г. может представляться субъектами малого предпринимательства на бумажном носителе или в виде электронного документа. В связи с этим в п. 2 Порядка указано, что субъекты малого предпринимательства имеют право представлять обязательный экземпляр отчетности за 2019 г. и аудиторское заключение о ней на бумажном носителе. А в пунктах 16—18 Порядка приведены особенности такого представления.

Так, субъекты малого предпринимательства могут подать обязательный экземпляр отчетности и аудиторское заключение о ней на бумажном носителе лично, через уполномоченного представителя либо направить в виде почтового отправления с описью вложения. Если документы подаются лично или через представителя, налоговый орган по просьбе компании проставляет на копии обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней отметку о принятии с указанием даты их получения, ФИО принявшего должностного лица. Отметка заверяется подписью лица, принявшего документы. При направлении по почте датой представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.