Нюансы применения заявительного порядка предоставления льгот по транспортному и земельному налогам

| статьи | печать

ФНС России в письме от 10.12.2019 № БС-4-21/25284@ разъяснила, как подается заявление о льготах, когда его не нужно представлять и как заявление влияет на исчисление авансовых платежей.

Сейчас компания, имеющая право на льготы по транспортному или земельному налогам, заявляет о них в соответствующей декларации. Со следующего года порядок изменится. В «ЭЖ-Бухгалтер», № 45, 2019, мы уже рассказывали об отмене обязанности по представлению деклараций по транспортному и земельному налогам за 2020 г. и последующие годы. Налоговики будут сами рассчитывать налог и сообщать о его размере компании. А чтобы при расчете налога учитывались льготы, право на которые есть у компании, она должна подать в налоговый орган заявление о предоставлении льготы. Как и когда это нужно сделать?

Подача заявления

Налоговики разъяснили, что срок для представления в налоговый орган заявления о льготе Налоговым кодексом не установлен. Поэтому компания самостоятельно определяет, когда она будет подавать заявление. При этом нужно учитывать, что в заявлении указывается период, за который заявлена льгота. Рассмотрев заявление, налоговый орган направляет компании уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от ее предоставления (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2020 г.).

Для того чтобы предоставить льготу за весь налоговый период, налоговый орган должен располагать сведениями, подтверждающими право компании на налоговую льготу за период, указанный в заявлении о льготе. В противном случае в отношении неподтвержденного периода действия налоговой льготы будет направлено сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.

Например, если в заявлении о льготе указан срок предоставления налоговой льготы с 1 января по 1 сентября и при этом за период с 1 января по 31 мая действие налоговой льготы подтверждено, а за период с 1 июня по 1 сентября — нет, то за первый период будет направлено уведомление о предоставлении налоговой льготы, а за второй — сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.

Подавать заявление о предоставлении льготы можно как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Форма и формат заявления утверждены приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. Специалисты ФНС России обратили внимание, что направить заявление о льготе через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России нельзя. Дело в том, что в силу положений п. 1 ст. 11.2 НК РФ личный кабинет используется для реализации налогоплательщиками своих прав только в случаях, установленных Налоговым кодексом. А представление организациями заявления о льготе через личный кабинет Налоговым кодексом не предусмотрено.

Когда подавать заявление не нужно

В пункте 2 ст. 358 и п. 2 ст. 389 НК РФ указаны транспортные средства и земельные участки, не являющиеся объектом налогообложения. Нужно ли по таким объектам подавать заявление о льготе?

Специалисты ФНС России разъяснили, что по транспортным средствам и земельным участкам, которые не являются объектами налогообложения, отсутствует необходимость представления заявления о льготе в связи с тем, что по ним не имеется налогоплательщиков.

А требуется ли представление заявления о льготе для применения пониженной налоговой ставки в отношении земельных участков определенного вида разрешенного использования? В комментируемом письме налоговики указали, что, исходя из абз. 1 п. 2 ст. 387 НК РФ, полномочия по определению налоговых ставок по земельному налогу не отождествляются с полномочиями по установлению налоговых льгот в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ. В отличие от налоговой ставки налоговая льгота не является обязательным элементом налогообложения (п. 1, 2 ст. 17 НК РФ). В письме Минфина России от 01.10.2018 № 03-05-04-01/70113 разъяснено, что пониженные налоговые ставки для налогообложения земельных участков определенных видов не являются налоговыми льготами для целей налогового администрирования. Таким образом, для применения пониженной налоговой ставки в отношении земельных участков определенных видов разрешенного использования (например, ставки, установленной ст. 2 Закона г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге» в размере 0,1% в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом) заявление о льготе не требуется.

Обратите внимание: заявление может использоваться при предоставлении налоговой льготы за налоговый период 2020 г. и последующие периоды. Но как быть, если компания в течение 2020 г. ликвидируется? Ведь обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам отменяется только с 1 января 2021 г. Каким образом компания должна заявить льготы?

Налоговики указали, что поскольку налоговый период 2020 г. полностью не истек, налоговые льготы заявляются ликвидируемой компанией в соответствующих декларациях.

Уплата авансовых платежей

Поскольку в ответ на заявление компании налоговый орган либо предоставляет льготу, либо отказывает в ее предоставлении, возникает вопрос: как компании, имеющей право на льготу, следует рассчитывать и перечислять авансовые платежи, если к сроку их уплаты заявление на льготу еще не подано или еще не рассмотрено налоговиками?

Специалисты ФНС России разъяснили, что нормы Налогового кодекса не связывают уплату авансовых платежей по налогам и применение налоговых льгот с обязательной подачей заявления о льготе и получением уведомления о ее предоставлении до окончания срока уплаты авансовых платежей. Из сказанного налоговиками следует, что компания может перечислять авансовые платежи с учетом льготы, если к моменту уплаты она еще не успела подать заявление на льготу или еще не получила уведомление о ее предоставлении.

Однако затягивать с подачей заявления не стоит. Налоговики указали, что сообщение об исчисленной сумме налога за год составляется инспекцией на основе информации, имеющейся у налогового органа, в том числе результатов рассмотрения заявления о льготе. Если налоговый орган на дату составления сообщения не обладает информацией о предоставленной налоговой льготе, в сообщение будут включены суммы исчисленных налогов без учета этой льготы. В дальнейшем компания вправе в течение десяти дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот, в частности заявление о льготе за соответствующий период, если ранее оно не направлялось. Но если по итогам рассмотрения пояснений и (или) документов будет выявлена недоимка по налогу (например, в связи с тем, что компания не представляла заявление о льготе либо получила сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы, но при этом фактически учитывала налоговую льготу, и это привело к занижению суммы уплаченного налога), налоговый орган направляет требование об уплате налога и принимает установленные законодательством меры по взысканию недоимки.