Сбербанк опять не слушается ЦБ, война Грефа с Набиуллиной разгорается

| статьи | печать

На этот раз Центробанк покусился на заветный замысел главы Сбербанка Германа Грефа — на охватывающую ряд сфер жизни клиентов экосистему. Ведомство Эльвиры Набиуллиной 25 ноября представило доклад, в котором явно предупредило Сбер, что не стоит выходить за рамки традиционных банковских услуг. Г. Греф ответил на встрече с премиальными клиентами банка: мол, так просто он не сдастся.

Разговоры о недовольстве ЦБ цифровой экспансией Сбербанка идут давно. К примеру, об этом не раз говорили неофициально источники The Bell. И дело не только в том, что Сбер до сих пор не подключился к Системе быстрых платежей ЦБ, имея свою отменную систему в «Сбербанк онлайн». ЦБ недоволен, что банк двинулся в другие отрасли — в торговлю, в перевозки, в общепит и т.д. И теперь, после срыва покупки «Яндекса» Сбербанком, ЦБ выпустил очевидно антигрефовский доклад для общественных консультаций: «Подходы Банка России к развитию конкуренции на финансовом рынке».

Чего опасается Э. Набиуллина

В докладе, в частности, говорится: «В настоящее время крупные финансовые организации создают собственные экосистемы, в которых собираются большие массивы наиболее значимых данных о гражданах. Такие компании имеют достаточно свободных средств для покупки технологических компаний и стартапов. В некоторых случаях крупнейшие из таких игроков используют в качестве конкурентного преимущества особые отношения с государством». Вот такие компании, по мнению ЦБ, замыкают граждан в периметре своих экосистем, где задают правила, «заменяя собой государственные институты и оказывая существенное влияние на экономические показатели».

При чтении этого текста трудно представить кого-то еще, кроме Сбербанка. Банк явно опередил коллег с экосистемой. ЦБ РФ объясняет, что тут дурного. Якобы, создание таких экосистем приводит к монополизации не только финансового рынка, но и других отраслей экономики и создает риски утечки, неправомерного использования данных граждан в коммерческих целях и снижения контроля государства за их использованием.

Чтобы сделать такой вывод, Банк России представил 100 страниц убористого текста. Начали с объяснения читателям, что такое конкуренция. Дали главу про то, чем отличается конкуренция на финансовом рынке. Много слов и мало данных, включая цифровые в до­кументе о цифровизации вообще и о том, почему ее нельзя отдавать на откуп Г. Грефу, в частности.

В докладе не поясняется, как ЦБ собирается бороться с монополизмом экосистем. Только говорится, что регулятор будет развивать собственные нацио­нальные цифровые платформы, а также может ввести регулирование посреднической деятельности для банков, которые через свои экосистемы продают сторонние финансовые продукты.

Чем страшит Г. Греф

Глава Сбера ответил на встрече с премиальными клиентами банка, трансляцию которой вел РБК. Он попытался объяснить и своим клиентам, и руководству ЦБ РФ, что не первый год между банками и технологическими компаниями идет война за доступ к финансовой деятельности. Сказал, что если ЦБ вынудит Сбербанк оставаться банком, регулятору придется следить за технологическими компаниями, которые уже занимаются финансовой деятельностью.

В случае запрета создавать банковские экосистемы, говорил Г. Греф, властям придется дополнительно регулировать крупные IT-компании, которые занимаются банковской деятельностью.

«Если нас перерегулируют, или Центральный банк скажет: „Ребята, это неверная концепция, оставайтесь банком...“, — к сожалению, [...] через какое-то количество лет им придется заняться регулированием хай-тек-гигантов в части банковской деятельности», — приводит РБК слова Г. Грефа.

Глава Сбера объяснил, что Сбербанк создает экосистему для того, чтобы нанести упре­ждающий удар ИТ-гигантам, которые начали заниматься финансовой деятельностью. Он напомнил: «В 2018 г. практически все крупные компании, в том числе Google, Facebook и Amazon, получили банковские лицензии».

По мнению Г. Грефа: «В десятилетней перспективе они придут на нашу поляну и ­съедят нас. Поэтому мы ­устроим им пир на их территории. Мы на них будем нападать, мы будем создавать экосистему, и мы будем создавать им проблемы на их рынках традиционных. Что мы и сделали».

Банкир пояснил, что Сбербанк находится в конечной стадии реализации своей стратегии: «Мы сказали, что до конца 2020 г. мы должны сформировать все технологичные предпосылки, чтобы быть в состоянии конкурировать с хай-тек-гигантами».

По завету Гейтса

В общем, Г. Греф не сказал ничего нового. Европейские банкиры уже лет пятнадцать анализируют угрозы со стороны ИТ-компаний и прорабатывают ответы на новые вызовы. Основную идею этих вызовов давным-давно сформулировал Билл Гейтс: «Banks no, banking yes». То есть банки не нужны, а банковское обслуживание необходимо. Сейчас такое обслуживание могут осуществлять несколько программистов вместо сотен клерков. Ясно, что прогресс не остановить, так как он несет выгоды. Вот Г. Греф и придумал упреждающий удар.

Но Сбербанк — единственный, пожалуй, российский банк, который движется в этом направлении. Выбежал вперед — и оказался монополистом. Это плохо. Надо или бег Г. Грефа придержать, или подстегнуть его потенциальных конкурентов.

Судя по тональности расплывчатых формулировок в докладе ЦБ, с этим выбором регулятор еще не определился окончательно.

к сведению

Стратегию трансформации банка в экосистему Сбербанк принял в 2017 г. На платформе банка должно агрегироваться все больше сервисов. В интервью Forbes на прошлой неделе Г. Греф подчеркивал, что экосистема Сбербанка будет открытой. Еще он говорил, что на покупки банк потратил «не так много» — около 1 млрд долл. за три года. В последние месяцы стало понятно, отмечают аналитики, что главными партнерами в строительстве экосистемы Сбера станут Алишер Усманов и Сергей Чемезов, вместе с которыми банк теперь владеет долями в Mail.Ru Group.

В 2018 г. Сбербанк рассчитывал, что его партнером может стать «Яндекс». Но это вызвало серьезное беспокойство у ЦБ. «Если крупнейший банк объединится с „Яндексом“, у мелких банков вообще не останется никаких шансов и сам ЦБ станет меньше Сбербанка по весу», — объяснял в январе 2019 г. источник The Bell, близкий к регулятору.

В экосистему Сбербанка входят портал «Домклик», сервис «Яндекс.Деньги», виртуальный оператор «СберМобайл», онлайн-маркетплейс «Беру!», веб-кинотеатр Okko, сервис заказа такси «Ситимобил», сервис доставки еды Delivery Club и онлайн-проект в сфере медицины DocDoc.