Утрата права на освобождение от НДС: расторжение сделки не спасет

| статьи | печать

Если организация потеряла право на освобождение от обязанностей плательщика НДС в связи с превышением предельной суммы выручки, то восстановить это право нельзя ни при каких обстоятельствах. Не поможет и корректировка выручки вследствие расторжения ранее заключенного договора. Такой вывод содержится в письме Минфина России от 18.10.2019 № 03-07-14/80174.

Глава 21 НК РФ дает компаниям право на освобо­ждение от обязанностей плательщиков НДС. Оно установлено ст. 145 НК РФ. Выполнив прописанные в этой норме условия, компании могут не начислять и не платить в бюджет НДС.

Одним из условий является соблюдение размера выручки от реализации товаров (работ, ­услуг) — за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки без учета НДС не должна превышать в совокупности 2 млн руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ). При нарушении этого условия компании утрачивают право на освобо­ждение начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение (п. 5 ст. 145 НК РФ).

На практике встречаются ситуации, когда компании расторгают договор (по соглашению сторон или в судебном порядке), выручка по которому повлияла на превышение лимита. По мнению специалистов Минфина России, в таком случае у компаний нет права на восстановление утраченного права на освобождение по ст. 145 НК РФ. Обоснование — положения указанной нормы не содержат такого порядка.

Анализ арбитражной практики показывает, что налоговики на местах придерживаются аналогичного подхода. Но у компаний в определенных случаях есть шанс выиграть судебное разбирательство. Пример — постановление ФАС Уральского округа от 09.06.2012 № Ф09-4248/12. Спор между компанией и налоговиками заключался в следующем.

Организация была освобождена от исполнения обязанностей плательщиков НДС на основании ст. 145 НК РФ. В начале декабря она продала принадлежащее ей здание. Сделка была оплачена путем проведения взаимозачета с покупателем. Право собственности на приобретенное покупателем имущество было зарегистрировано 27 декабря. Однако на следующий день продавец и покупатель составили акт о выявленных по результатам обследования объекта недвижимости недостатках и на этом основании подписали соглашение о расторжении договора купли-продажи, а также аннулировали взаимозачет. А вот право собственности на объект перешло обратно к продавцу только весной следую­щего года.

В результате исполнения договора купли-продажи выручка за три месяца (включая декабрь) превысила установленный ст. 145 НК РФ лимит. Это стало причиной претензий налоговиков. Они посчитали, что компания в декабре потеряла право на освобождение, и факт того, что договор был расторгнут, на итоговый размер выручки не влияет. Компания с таким решением не согласилась и обратилась в суд.

Изучив материалы дела, арбитры пришли к выводу, что организация не утратила право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС. Поскольку заключение договора купли-продажи, его расторжение, оплата стоимости объекта недвижимости и возврат оплаты произведены в одном месяце (декабре), то есть в одном налоговом периоде по НДС, суды признали, что в данном случае превышение предельного размера выручки отсутствует.

Как видите, если заключение и расторжение договора, а также расчет по нему приходятся на один налоговый период, компании не лишаются права на использование освобождения от исполнения обязанностей плательщиков НДС. А вот в ситуации, когда сделка расторгается в другом налоговом периоде, оспорить решение налоговиков, на наш взгляд, будет проблематично. Ведь в бухгалтерском учете сторнировочные записи по возврату товаров будут сделаны в месяце, в котором составлено соглашение о расторжении договора.