Держава одной рукой малому бизнесу помогает, а другой — его нагружает

| статьи | печать
Держава одной рукой малому бизнесу помогает, а другой — его нагружает

Объем закупок крупнейших государственных заказчиков у малого и среднего бизнеса в нынешнем году составит 2 трлн 520 млрд руб., что означает серьезное увеличение выручки МСП, отмечали участники совещания в правительстве, посвященного реализации национальных проектов. В то же время Минфин предлагает увеличить размер взносов в ПФ и ФОМС, вынув из карманов предпринимателей 1 трлн руб. Объемы льготного кредитования стагнируют из-за высоких процентов, несмотря на понижение ключевой ставки Центральным банком России.

Большинство ключевых показателей национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», запланированных на текущий год, по оценке замглавы Минэкономразвития России Михаила Бабича, будет выполнено. «Из 24 ключевых показателей и результатов нацпроекта по 22 показателям отсутствуют риски неисполнения», — подчеркнул на заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам заместитель министра.

Среди позитивных трендов г-н Бабич выделил успешное освоение государственных средств, предназначенных на реализацию проекта: «Кассовое исполнение на 1 ноября текущего года составляет почти 62%». Весьма приличный показатель, особенно на фоне проекта «Цифровая экономика», где, по словам Генерального прокурора Юрия Чайки, освоено лишь 15% из 108 млрд руб., выделенных на этот год.

С начала 2019 г. запущен механизм трансформации делового климата. В первый пакет мероприятий вошло более 140 мероприятий по снижению административной нагрузки на бизнес.

Принят федеральный закон, устанавливающий определение и порядок признания субъектов малого и среднего предпринимательства социальными предпринимателями, который позволит им получать адресную поддержку.

Вместе с тем не все меры однозначно воспринимаются предпринимателями. Так, с 1 января 2019 г. реализуется эксперимент по применению налогового режима для самозанятых в четырех регионах. На текущий момент ряды предпринимателей пополнили 261 тыс. человек при плановом значении показателя 200 тыс. В дальнейшем предполагается распространение режима самозанятых еще на 19 субъектов Федерации, а затем — на все регионы страны.

Однако выход самозанятых из тени неизбежно приведет к необходимости платежей в бюджет, которые составят 4% при работе с частными заказчиками и 6% — с юридическими лицами. В реальности самозанятые — люди, которые своим трудом зарабатывают очень скромные суммы для содержания семьи. Вряд ли стоит их обкладывать налогами в стране, получающей огромные средства от экспорта природных ресурсов за рубеж. Да и само включение режима самозанятых в государственную программу поддержки малого бизнеса вызывает вопросы. Какая же это поддержка, в результате которой появляется налоговое бремя?

В условиях стагнирующего потребительского спроса особенно отрадно, что объем закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП, по данным Минэкономразвития, в текущем году составит 2 трлн 520 млрд руб.

Но в то же время Минфин предлагает проект поправок к Налоговому кодексу, увеличивающих размер фиксированных взносов на пенсионное и медицинское страхование для индивидуальных предпринимателей. Авторы законопроекта сообщают, что рост ставок затронет 4,6 млн предпринимателей и обеспечит поступление в Пенсионный фонд и ФОМС почти 1 трлн руб.

Целесообразность такого подхода вызывает сомнения в условиях, когда под вопросом остается выполнение такого важного показателя национального проекта, как численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства. А он является ключевым показателем реализации проекта.

На 10 ноября 2019 г. численность работников в сфере МСП составляет, по данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, 15 371 398 человек. Причем динамика пока отрицательная (15 976 492 по состоянию на 10 ноября прошлого года, что означает сокращение численности на 605 тыс. человек).

Минэкономразвития считает неточной существующую методику оценки численности работников сектора МСП и предлагает использовать в этих целях отчетность по страховым взносам, проще говоря, учитывать количество работников, которыми уплачены страховые взносы. Поможет ли новая методика увеличить численность работников МСП — покажет будущее.

Еще одна острая проблема развития малого бизнеса связана с получением льготных кредитов. Ситуация с кредитованием МСП, по оценке премьера Дмитрия Медведева, пока не слишком благоприятная.

«Мы внесли ряд изменений в программу льготного кредитования по ставке 8,5%, увеличили размер кредитов на инвестиционные цели, расширили перечень приоритетных отраслей, включили туда и торговлю, и общепит, — напомнил глава правительства. — Мы можем принять и другие дополнительные меры, дать коммерческим банкам возможность рефинансировать ранее выданные кредиты по рыночным ставкам, чтобы предприятия могли все-таки активнее эти кредиты брать. Но, несмотря на все это, пока ситуация не слишком благоприятная. Средства в программе есть, но они расходуются крайне медленно. По состоянию на 29 октября заключено кредитных соглашений на сумму 305 млрд руб. из запланированной суммы 1 трлн руб., а фактически выдано и того меньше».

МЭР предлагает увеличить ставку, по которой банки кредитуют малый бизнес, до 11,5%, а средний бизнес — до 11%. При этом государство увеличивает субсидирование процентов для средних предпринимателей до 3%, для малых — до 3,5%.

Однако такой подход даст возможность получать большую маржу банкам, но реальная ставка для предпринимателей останется на уровне 8,5%. Более эффективный подход предлагает губернатор Калининградской области Антон Алиханов: «Есть предложения, они уже не раз озвучивались, относительно того, чтобы все-таки снизить ставку с 8,5% до 6,5 или 7,5%. С учетом того, что Центральный банк в этом году только принимал четыре раза решение о понижении ключевой ставки, на наш взгляд, это было бы целесообразно».

Кроме снижения процентных ставок увеличить объемы льготного кредитования, по мнению Минэкономразвития, поможет включение в госпрограмму механизмов рефинансирования ранее выданных кредитов на инвестиционные цели, а также создание отдельного направления для микропредприятий.

«Механизм рефинансирования ранее выданных кредитов на инвестиционные цели надо вводить как можно скорее, — поддерживал эту идею президент „Опоры России“ Александр Калинин. — Он должен стать необходимым толчком, чтобы приблизиться к целям нацпроекта — к 1 трлн руб.». Среди других озвученных г-ном Калининым на заседании предложений — изменить критерии отнесения субъектов МСП к среднему бизнесу (вдвое поднять пороги по численности до 500 человек и по обороту — до 4 млрд руб.). Это позволит большему кругу предпринимателей получать поддержку, адресованную малому и среднему бизнесу.