В борьбу за деньги Фонда национального благосостояния вступают геологи

| статьи | печать

Глава Росгеологии Сергей Горьков на совещании в Минприроды по вопросам геологии нефти и газа доказывал, что средства Фонда национального благосостояния необходимо инвестировать в геологоразведочные работы в Восточной Сибири и Арктике, где могут располагаться месторождения углеводородов.

В среду, 30 октября, С. Горьков заявил по поводу ФНБ: «Фонд создан из денег, которые сформированы за счет доходов нефтяной отрасли. Мы должны все-таки определиться, что часть доходов из нефтяной отрасли должны быть направлены на формирование задела будущего, иначе непонятно, как он будет формироваться, тем более что бюджетных денег на все не хватит».

Таким образом, обозначена серьезная проблема: никак не хватает денег налогоплательщиков на обеспечение работы частных и не совсем частных добывающих компаний. Надо что-то делать, и С. Горьков знает, что следует срочно предпринять — дать денег из ФНБ.

По словам С. Горькова, нужны опережающие региональные работы по трудноизвлекаемым запасам, которые на данный момент остаются последним неиспользованным сегментом ресурсной базы российской нефтяной отрасли. «Это нужно делать в сотрудничестве с крупными нефтяными компаниями, у них есть достаточно большой опыт», — цитирует С. Горькова Finanz.

На самом деле, по оценке Роснедр на 2019 г., около трети всех российских месторождений нефти нерентабельны. Они либо слишком дороги в разработке, либо имеют крайне малые размеры (менее 5 млн т). Теоретически имеющихся запасов — 11,5 млрд т — могло бы хватить на 20 лет добычи с нынешней скоростью (около 550 млн т в год). На практике все печальнее: извлекаемая на поверхность смесь состоит лишь на 10% из нефти, а в остальном часто представляет из себя воду и грязь. В начале октября замминистра энергетики Павел Сорокин предупреждал, что пик добычи в России может быть пройден уже в 2021 г. И если ничего не предпринимать, через три года начнется неуклонное падение добычи, которое к 2036 г. достигнет 40% (до 339 млн т в год; а в Западной Сибири, где нефть легкая и с низким содержанием серы, добыча упадет почти вдвое). П. Сорокин говорил, что проблема не столько в объеме запасов, сколько в их качестве. Новые запасы, которые ставят на госбаланс, из года в год становятся все хуже. В 2025 г. придется переходить к добыче трудноизвлекаемой нефти, которая существенно дороже. В результате собирать с нефтяной отрасли прежний объем налогов будет уже невозможно.

Минфин России в «Бюджетном прогнозе РФ на период до 2036 г.» в базовом сценарии подсчитал, что к 2036 г. нефтяные доходы федерального бюджета рухнут на 40%. В прошлом году они составили 8,8% ВВП, а через 18 лет будет лишь 3,3% ВВП. Finanz отмечает, что в базовый сценарий Минфин закладывает цены от 50 до 60 долл. за баррель и плавное снижение рубля — до 75 за долл. через 17 лет.