Построение интеллектуальной экономики требует «быстро запрягать»

| статьи | печать
Построение интеллектуальной экономики требует «быстро запрягать»

Подмеченное Отто Бисмарком качество нашего народа — «Русские долго запрягают, но быстро едут» — может сыграть с нами злую шутку в сфере цифровых технологий, поскольку времени на раскачку просто нет, отмечали участники форума «Открытые инновации — 2019». Любая компания, претендующая на звание лидера рынка, сегодня должна выстраивать стратегию своего бизнеса на основе цифровых технологий, а государство — формировать систему подготовки IT-специалистов и создавать позитивный регуляторный климат.

Инвестировать в цифровые технологии и перестраивать бизнес-стратегию сегодня необходимо каждой компании, претендующей на звание лидера рынка, считают участники московского международного форума «Открытые инновации — 2019». Между тем многие предприятия долго раскачиваются и не спешат с внедрением «цифры».

«Русские долго запрягают...», — вспомнил крылатую фразу председатель совета директоров «Сколково» Виктор Вексельберг и заметил, что эта культурная особенность может стать критической для нас в контексте цифровых преобразований. «Цифровая революция — это не вопрос будущего, а то, что происходит уже сейчас. Если не принять своевременно нужные решения на уровне отдельных компаний и на уровне государства, мы начнем очень сильно отставать», — подчеркнул бизнесмен.

В качестве примера, по словам г-на Вексельберга, можно привести отставание нашей страны в области суперкомпьютеров от Соединенных Штатов и Китая, которое приобретает катастрофический характер. В сфере разработки программных продуктов, алгоритмов, создания определенного софта Россия не отстает от мировых стандартов, однако по количеству и мощности суперкомпьютеров в десятки раз уступает США и Поднебесной.

«Государство — крупный игрок рынка в любой экономике, не только в российской, — уверен министр экономического развития Максим Орешкин. — Во-первых, в государственном секторе много организаций, в которых трудится множество людей. Во-вторых, государство определяет вопросы подготовки кадров и регулирования применения инноваций. Таким образом, оно может стать либо драйвером, либо тормозом для становления цифровой экономики».

Трансформация рынка труда в связи с роботизацией является, по оценке премьера Дмитрия Медведева, одним из главных вызовов цифровой экономики. «Все новое всегда вызывает, как известно, беспокойство.

Страх перед конкуренцией с машинами еще в XVII—XVIII веках приводил к чему? Эти машины рабочие старались уничтожать, чтобы не создавать себе конкурентов. Но за четыре столетия с момента промышленной революции машины не смогли вытеснить людей. И, по всей вероятности, все-таки не вытеснят, не смогут этого сделать».

Сегодня в мире работает порядка 2,5 млн роботов, в основном — в странах, которые сделали ставку на внедрение цифровых технологий и готовы к нему в технологическом и финансовом плане. В первую очередь, речь идет о Южной Корее, Германии и Сингапуре. России, по мнению г-на Медведева, тоже необходимо готовиться к серьезной переквалификации большого количества работников.

Правовое регулирование, по словам председателя правительства, не должно тормозить инновационное развитие. «Закон никогда не будет поспевать за технологическими изменениями, и очень хорошо: если бы закон всегда успевал, может быть, никаких технологических изменений не было бы. Закон в силу своей природы консервативен, — подчеркнул Д. Медведев. — Без экспериментов не может быть внедрения ни открытий, ни новых технологий. Но тестирование очень часто не согласуется с действующими нормами, что приводит к весьма неприятным последствиям. Я проиллюстрирую это на российском примере, чтобы никого не обижать. <...> Из-за сложной системы сертификации на дорогах тестируется всего 55 таких автомобилей, часть из них ездит по территории Сколково. Фактически из-за регуляторных барьеров мы их не смогли ввести столько, сколько надо. К примеру, в Соединенных Штатах сертифицировано 1,5 тыс. таких машин, в Китайской Народной Республике — 400, у нас — 55».

Жесткие нормативные рамки и сертификация, по оценке вице-президента ГЛОНАСС Евгения Белянко, представляют собой сложную проблему при внедрении беспилотных авто.

Вместе с тем, несмотря на сетования многих экспертов на жесткость нормативных рамок, весьма показательными стали ответы участников Форума на вопрос, посадят ли они в беспилотные автомобили своих детей. Эксперты единогласно ответили, что пока не могут настолько доверять этому виду транспорта.

Безопасность стала причиной установки цифровых камер во многих компаниях розничной торговли. Но в дальнейшем «цифровое око» помогло ретейлу находить и новые формы взаимодействия с покупателями. К примеру, торговая сеть «Магнит» использует камеры не только для видеонаблюдения в целях безопасности, но и для изучения поведения посетителей магазинов.

Интернет-технологии дают возможность клиентам торговых компаний меньше времени тратить на поездки по магазинам. Так, компания IKEA создает для своих покупателей возможность выбора нужных им товаров еще до поездки в гипермаркет. «Сегодня 80% покупателей начинают свое путешествие по магазину в онлайн-режиме», — заявил директор розничной сети шведской фирмы в России Понтус Эрнтелл.

Внедрение цифровых технологий требует объединения усилий бизнеса и государства в разных странах по всему миру. «Ни одна компания, вне зависимости от ее размера, ни одно правительство даже самой мощной, сильной страны не может идти по пути цифровизации в одиночку, — подчеркнул председатель совета директоров Bayer AG Вернер Бауманн. — Нам нужно соединить наши усилия, и для этого нам нужно открыться. Без открытия ничего не получится. Это в принципе часть любого партнерства».