Уровень налоговой нагрузки в РФ продолжит бить рекорды

| статьи | печать

В 2018 г. налоговая нагрузка на экономику в РФ выросла по сравнению с 2017 г. до 32,72% к ВВП. Это самый высокий показатель за последние шесть лет, следует из опубликованных Минфином Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 гг. Судя по всему, принимать меры по снижению фискального давления на бизнеменов чиновники не намерены. В документе подчеркивается, что налоговая нагрузка в РФ сопоставима с аналогичными показателями других государств. Например, в среднем по странам ОЭСР данный коэффициент еще выше — 34,19%.

Законодательство пополнится новыми налогами

О дальнейшем увеличении уровня налоговой нагрузки свидетельствуют планы ведомства, изложенные в Основных направлениях. Некоторые из них уже воплотились в жизнь. Так, осуществлен перевод более широкого круга объектов имущества на налогообложение по кадастровой стоимости. В частности, в их число включена недвижимость, учтенная на балансе организаций не только в качестве основных средств, но и в качестве иных активов, принадлежащих организациям на праве собственности или хозяйственного ведения, полученных по концессионному соглашению (см. с. 10).

Кроме того, планируется, что в перечень попадут объекты, учитываемые на балансе в качестве недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, полученных по договорам отступного, залога, инвестиционного имущества.

Вместе с тем Минфин продолжает искать способы вернуть в страну налоги, которые компании и их владельцы платят за рубежом. Сейчас, чтобы стать российским резидентом, нужно провести в стране более 183 дней в течение года. Ведомство предлагает сократить этот срок до 90 дней.

При этом в планах властей — выравнивание ставки по НДФЛ для резидентов и нерезидентов в размере 13% и с учетом возросшей мобильности населения установка более гибких критериев определения налогового резидентства. Эти критерии предполагается применять, когда физлицо находится в стране меньше срока, необходимого для его признания налоговым резидентом, но тем не менее центр его жизненных интересов расположен внутри страны.

Помимо увеличения базы для действующих сборов в Налоговом кодексе появятся новые платежи. Это утилизационный сбор, обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования, курортный сбор. Данные неналоговые платежи будут трансформированы в налоги и сборы исходя из действующего порядка их исчисления.

Традиционные проверки уходят в прошлое

Продолжает список новаций новая форма налогового контроля. Чиновники посетовали на то, что сегодня российский бизнес, следуя общемировым тенденциям, все более мигрирует в онлайн-среду, его модели хозяйствования заметно усложняются, развиваются неденежные методы расчетов. При этом жизненный цикл организаций и товаров сокращается, и в такой ситуации бизнес имеет свойство оперативно трансформировать свою кооперацию.

В сложившихся условиях, по мнению ведомства, существующая система налогового администрирования неэффективна. «Камеральные и выездные налоговые проверки проводятся только по истечении налогового периода на основе уже сформированной налоговой декларации, периодичность и глубина таких проверок ограничена», — говорится в документе.

Курс на тотальный контроль

Предлагается интегрировать в систему налоговых проверок оперативный контроль, который позволит получать и анализировать сведения о транзакциях налогоплательщика. В дальнейшем ревизоры смогут не только следить за деятельностью компаний без ограничений, но и формировать компаниям счета на уплату налогов. «Миграция оперативного контроля в систему налогового контроля позволит как концептуально ответить на поставленные задачи администрирования новых тенденций в бизнес-моделях, так и послужить базисом для новых бесконтактных способов контроля и самостоятельного формирования налоговыми органами налоговых обязательств налогоплательщиков», — рассчитывают в Минфине.

Уже сегодня принцип мгновенного получения и анализа информации инспекторы реализуют с помощью системы налогового мониторинга, к которому подключают крупнейших налогоплательщиков. Каждый участник налогового мониторинга использует оптимальную для него схему расширенного информационного взаимодействия с налоговым органом (удаленный доступ к системе компании, аналитическая витрина данных, обмен информацией по телекоммуникационным каналам связи).

Еще одно запланированное нововведение, призванное обеспечить стопроцентную собираемость, — предоплата по налогам. Минфин предложил предоставить плательщикам — юридическим лицам возможность уплаты авансовых платежей в бюджет РФ на единый код бюджетной классификации в счет предстоящих платежей по налогам и сборам. Пока речь идет о том, что выполнять такие переводы предприятия будут на добровольной основе.