Минфин и Центробанк спорят, как тратить деньги из Фонда национального благосостояния

| статьи | печать

Минфин уже объявил о решении начать в следующем году тратить средства из ФНБ. Министр финансов Антон Силуанов полагает, что порядка 15—20% от суммы превышения накоплений 7% ВВП можно направлять на инвестиционные проекты в России. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина доказывает, что допустимые траты надо фиксировать не в процентах, а в рублях. Потенциальные получатели денег из ФНБ внимательно наблюдают за развитием событий.

В пояснительной записке к проекту федерального бюджета на следующие три года говорится, что если не начать тратить запасы ФНБ, то в 2022 г. они увеличатся вдвое, до 16,2 трлн руб. с 8,17 трлн в 2019 г. При этом ликвидная часть фонда вырастет с 6,5 трлн руб. до 14,7 трлн руб.

Иными словами — пора тратить скопленное. Спор между Минфином и ЦБ разгорается по вопросу о том, как именно и сколько тратить. По заявлениям высоких чиновников, правила будут определены до конца года.

Соображения Минфина

Министр финансов А. Силуанов уже предлагал инвестировать часть средств в иностранные активы, в суверенные бумаги других стран и бумаги высококачественных корпоративных заемщиков. Еще министр был не против направлять средства фонда на экспортные кредиты другим государствам.

Такой механизм использования накоплений (вкладывать в поддержку экспорта, стимулируя экспортными кредитами зарубежный спрос на российские несырьевые товары и услуги, например, выдать Египту межгоскредит на 3 млрд долл. на строительство АЭС либо инвестировать в строительство промышленных парков в других странах, где будет установлено российское оборудование) ранее предлагало Министерство экономического развития.

Минфин не возражает, что часть средств может быть вложена внутри страны. А. Силуанов называл два принципа, которые следует при этом соблюдать: доля таких внутренних инвестиций должна быть закреплена на уровне 15—20% от суммы трат, а сами инвестиции должны приносить доходность.

Опасения Центробанка

В ЦБ посчитали, сколько будут составлять эти 15—20%, получилось в районе 300 млрд руб.

Агентство «Интерфакс» получило в Банке России комментарий по этому поводу: инвестирование 300 млрд руб. внутри страны, сказали в банке, будет иметь весьма ограниченное влияние и на инфляцию, и на другие макроэкономические показатели, но если все же вкладывать фонд в российские проекты, нужно зафиксировать сумму таких расходов на все годы, иначе инвестиции ФНБ будут носить выраженный проциклический характер и снижать роль бюджетного правила. Еще в ЦБ уточнили, что нужно оформить такие инвестиции как дополнительные расходы бюджета.

Оценки экспертов

Независимые эксперты явно ближе к позиции ЦБ. «Если правительство будет инвестировать „излишки ФНБ“ внутри страны, это те же расходы бюджета, „только вид анфас“», — приводят «Ведомости» мнение директора финансового центра «Сколково-РЭШ» Олега Шибанова. А главный экономист Газпромбанка Сергей Коныгин предупреждает, что при расходовании около 700 млрд руб. из ФНБ цена нефти в бюджетном правиле увеличится с 41,6 долл. до 45 долл. за 1 барр., что приведет к росту расходов бюджета на 2,2%, а при 50 долл. за 1 барр. — на 6%.

Аналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов пишет: «По нашим оценкам, доступные к инвестированию средства Фонда в 2020 г. составят около 1,5 трлн руб., а начиная с 2021 г. (при стабильных ценах на нефть в 65 долл./барр.) — около 2,7 трлн руб./год. Соответственно, в следующем году 200—300 млрд руб. может быть направлено только на инфраструктурные проекты внутри страны. Согласно нашим оценкам, траты ФНБ внутри страны позитивны для роста экономики, но будут сопровождаться ослаблением курса рубля (в предположении, что они будут происходить „внутренней проводкой“ без конверсии на открытом рынке, инвестиции внутри страны вызовут рост импорта) и ускорением инфляции. Однако такая небольшая сумма, как 300 млрд руб., не окажет значимого воздействия на макропараметры (при прочих равных ВВП ускорится на 0,2 п.п., курс ослабнет на 0,5%, а инфляция практически не вырастет)».

Райффайзенбанк отмечает, что беспокойство ЦБ вызывает не столько сам факт трат, сколько отсутствие определенности в принципах использования средств. «Предложения ЦБ, на наш взгляд, выглядят целесообразными. Однако с фиксацией определенной суммы ежегодных трат теряется гибкость бюджетной политики: в случае если в определенный год потребуется больше средств, механизм не позволит их использовать, а если реальные потребности в инвестициях окажутся меньше доступного излишка, есть риск неэффективного использования средств», — резюмирует С. Мурашов.

Лакомые деньги

Понятен интерес потенциальных получателей денег ФНБ к разворачивающейся дискуссии. Их мотивация добротно представлена в работе Московского центра Карнеги.

«Трата излишков Фонда национального благосостояния через акты правительства — последний шанс для госкапиталистов получить крупные деньги практически бесплатно, без длительных согласований и не заглядывая за горизонт 2024 г. А нести политические риски за раздачу ФНБ в нужные руки на глазах у раздраженного и беднеющего пятый год подряд общества придется правительству», — говорится в статье.

Дело в том, что расходы федерального бюджета расписаны до 2022 г. на нацпроекты, социалку, оборону и безопасность. Поэтому средства ФНБ становятся для корпораций фактически единственным потенциальным источником крупных траншей государственных денег на частные проекты.

Кабинет министров должен определить, как именно будут тратиться излишки ФНБ. Туда уже выстроилась очередь из желающих воспользоваться выгодным предложением. В центре Карнеги попытались предположить, кто и на какие проекты сможет в первых рядах получить деньги.

Министр А. Силуанов до недавнего времени выступал за сохранение накоплений фонда. Но недавно на Московском финансовом форуме глава Минфина сказал так: «Не вкладывать деньги в нашу экономику невозможно. В России есть интереснейшие, шикарные проекты».

Один из «шикарных проектов», поддержанных им, пишет фонд Карнеги, — гигантская стройка завода по производству СПГ и газохимического комплекса в Усть-Луге, которую затевают «Газпром» и компания «Русгаздобыча», прежде принадлежавшая фирме Аркадия Ротенберга. Проект оценивается в 2,3 трлн руб., и получить их находящемуся под санкциями Алексею Миллеру и партнеру Аркадию Ротенбергу, кроме как у государства, негде. Компании обратились в ВЭБ, который, в свою очередь, пришел за деньгами в правительство. Чтобы снизить риски ВЭБ, А. Силуанов просил премьера Дмитрия Медведева присвоить стройке статус проекта общегосударственного значения.

Другой уже известный претендент на средства ФНБ — проект «Арктик СПГ» НОВАТЭКа за 1,3 трлн руб. Почти четверть акций компании принадлежит находящемуся под санкциями Геннадию Тимченко. Также, напоминает центр Карнеги, на излишки ФНБ претендуют Игорь Сечин для арктических проектов и «Ростех» Сергея Чемезова на среднемагистральный МС-21 и различные формы импортозамещения.

Министр А. Силуанов говорил, что правительство согласовало критерии отбора проектов для ФНБ. Но пока эти критерии не известны, сохраняется непрозрачность принципов отбора проектов.

Все эксперты напоминают, что расходы через бюджетный канал по определению прозрачнее расходов через акты правительства.

Объем Фонда национального благосостояния

Дата

в млрд долл. США

в млрд рублей

в процентах к ВВП

01.09.2019

122,88

8170,49

7,5%

01.08.2019

124,14

7867,70

7,2%

01.07.2019

59,66

3762,96

3,4%

01.06.2019

58,74

3821,72

3,5%

01.05.2019

58,96

3814,44

3,5%

01.04.2019

59,14

3828,25

3,5%

01.03.2019

59,13

3887,88

3,6%

01.02.2019

59,06

3903,50

3,6%

01.01.2019

58,10

4036,05

3,7%

01.12.2018

68,55

4567,75

4,4%

01.11.2018

75,60

4972,45

4,8%

01.10.2018

76,30

5004,49

4,8%

01.09.2018

75,79

5160,28

5,0%

01.08.2018

77,16

4844,38

4,7%

01.07.2018

77,11

4839,26

4,7%

01.06.2018

62,75

3927,58

3,8%

01.05.2018

63,91

3962,67

3,8%

01.04.2018

65,88

3772,83

3,6%

01.03.2018

66,44

3698,96

3,6%

01.02.2018

66,26

3729,71

3,6%

01.01.2018

65,15

3752,94

3,6%

01.12.2017

66,94

3904,76

4,2%

01.11.2017

69,36

4013,81

4,4%

01.10.2017

72,57

4210,36

4,6%

01.09.2017

75,36

4425,68

4,8%

01.08.2017

74,72

4449,35

4,8%

01.07.2017

74,22

4385,49

4,8%

01.06.2017

74,18

4192,30

4,5%

01.05.2017

73,57

4192,50

4,5%

01.04.2017

73,33

4134,27

4,5%

01.03.2017

72,60

4206,38

4,6%

01.02.2017

72,46

4359,30

4,7%

01.01.2017

71,87

4359,16

4,7%

01.12.2016

71,26

4628,09

5,4%

01.11.2016

72,20

4541,93

5,3%

01.10.2016

73,11

4617,54

5,4%

01.09.2016

72,71

4719,17

5,5%

01.08.2016

72,21

4842,00

5,6%

01.07.2016

72,76

4675,36

5,4%

01.06.2016

72,99

4823,19

5,6%

01.05.2016

73,86

4751,69

5,5%

01.04.2016

73,18

4947,33

5,7%

01.03.2016

71,34

5356,96

6,2%

01.02.2016

71,15

5348,66

6,2%

01.01.2016

71,72

5227,18

6,1%

01.12.2015

72,22

4784,05

5,8%

01.11.2015

73,45

4728,39

5,7%

01.10.2015

73,66

4878,80

5,9%

01.09.2015

73,76

4903,67

5,9%

01.08.2015

74,56

4398,15

5,3%

01.07.2015

75,65

4200,53

5,1%

01.06.2015

75,86

4018,51

4,8%

01.05.2015

76,33

3946,42

4,7%

01.04.2015

74,35

4346,94

5,2%

Источник: Минфин РФ