Потребители и иные категории граждан смогут защищать свои права, подавая групповые иски. Как изменится гражданский процесс с 1 октября 2019 г.?

| статьи | печать

С 1 октября 2019 г. вступает в силу Федеральный закон от 18.07.2019 № 191-ФЗ, которым вносятся изменения в АПК РФ и ГПК РФ. Ключевым нововведением этого закона является появление в ГПК РФ новой главы 22.3, посвященной рассмотрению дел о защите прав и законных интересов группы лиц — по так называемым «групповым искам». О том, что изменится с появлением в гражданском процессе нового инструмента — группового иска, кому может пригодиться этот инструмент, как он будет работать и с какими вопросами, вероятнее всего, придется столкнуться сторонам по делам о защите прав и законных интересов группы лиц на практике, читайте в материале «ЭЖ-Юриста».

Новый закон и его предыстория

Федеральный закон от 18.07.2019 № 191-ФЗ был разработан Правительством РФ во исполнение поручений Президента РФ о необходимости обеспечить внесение в законодательство изменений, предусматривающих внедрение правовых механизмов защиты прав и законных интересов групп потребителей в судах.

Как указывалось в пояснительной записке к законопроекту, он направлен на совершенствование правового регулирования судебного рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц, в том числе по делам о защите прав потребителей, о возмещении вреда, по спорам, вытекающим из нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) и т.д. Таким образом, по мнению авторов законопроекта, граждане и юридические лица получат возможность отстаивать свои интересы в суде через уполномоченное ими лицо, не оформляя нотариальной доверенности. В то же время суды освобождаются от необходимости рассматривать большое количество идентичных исков, что способствует качественному и быстрому рассмотрению дел.

Стоит напомнить, что в настоящее время институт групповых исков уже существует в арбитражном процессе (глава 28.2 АПК РФ). Впервые он появился еще в 2009 г., однако широкого применения не получил в связи с нестандартностью такого рода исков для российской правовой действительности, нежеланием судов погружаться в довольно сложные и объемные процессы, а также в связи с неоднозначным с точки зрения судебной практики вопросом о подведомственности имеющих экономическую окраску споров с участием физических лиц. При этом большая часть судебных споров, рассмотренных по правилам о групповых исках, пришлась на последние несколько лет.

Среди рассмотренных на сегодняшний день арбитражными судами дел по искам, поданным в защиту прав и законных интересов группы лиц, не наблюдается значительного разнообразия. В основном это корпоративные споры (в первую очередь оспаривание решений органов хозяйственных обществ), распространившиеся в последнее время споры о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, контролирующих должника-банкрота, а также споры об установлении прав на общее имущество в многоквартирном доме (см., например, постановления АС Уральского округа от 12.08.2019 № Ф09-4745/19 по делу № А76-27061/2018, АС Московского округа от 15.08.2019 № Ф05-13365/2019 по делу № А40-10251/2018, АС Московского округа от 20.12.2018 № Ф05-21709/2018 по делу № А40-214173/17).

Последняя категория дел довольно необычна с точки зрения обоснования подведомственности арбитражных судов, ведь в них истцом и присоединившимися к нему лицами являются, как правило, обычные граждане, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Тем не менее арбитражные суды московского региона активно рассматривают подобные дела и удовлетворяют иски о признании общей долевой собственности, ссылаясь на ч. 2 ст. 225.10 АПК РФ и п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания», согласно которому в судебном порядке рассматриваются споры о признании права общей долевой собственности на общее имущество здания, в том числе в случаях, когда в реестр внесена запись о праве индивидуальной собственности на указанное имущество. Тем не менее прямое указание на подведомственность арбитражным судам дел о признании долевой собственности физических лиц на общее имущество в многоквартирных домах в законе отсутствует.

В России до последнего времени групповые иски не играли значимой роли. АПК РФ наиболее распространенные с точки зрения использования групповых исков споры о защите прав потребителей не относит к подведомственности арбитражных судов, а сравнительно небольшое количество рассмотренных за десять лет арбитражными судами групповых исков пока не позволяет говорить о значительном развитии применения рассматриваемого процессуального института.

Однако ситуация может существенно измениться с 1 октября 2019 г., когда вступят в силу рассматриваемые изменения в ГПК РФ. С этого момента групповые иски, не подпадающие под юрисдикцию арбитражных судов (в том числе по делам о защите прав потребителей), будут рассматриваться в судах общей юрисдикции с учетом описанных далее нововведений.

Условия и особенности предъявления группового иска

Групповой иск может быть подан гражданином или организацией в суд общей юрисдикции при соблюдении одновременно следующих условий (ст. 244.20 ГПК РФ в редакции Федерального закона от 18.07.2019 № 191-ФЗ):

  • наличие общего по отношению к каждому члену группы ответчика;

  • предметом спора являются общие либо однородные права и законные интересы членов группы;

  • в основании прав членов группы и обязанностей ответчика лежат схожие фактические обстоятельства;

  • использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав;

  • к иску присоединились не менее двадцати лиц (для сравнения — в арбитражном процессе достаточно пяти членов группы (ч. 2 ст. 225.10 АПК РФ)).

При этом под членами группы понимаются не только присоединившиеся к иску лица, но и иные лица, имеющие требования, которые соответствуют перечисленным выше критериям.

В защиту прав и законных интересов группы лиц может обратиться гражданин или организация, являющаяся членом этой группы, а в установленных законом случаях — иное лицо. В частности, такое право должен получить Роспотребнадзор.

Присоединение к групповому иску возможно и после его подачи в суд, вплоть до перехода суда к стадии судебных прений. Такое присоединение может быть осуществлено путем подачи в письменной форме заявления о присоединении к требованию лицу, обратившемуся с иском, либо непосредственно в суд, в том числе путем заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда или в ГАС «Правосудие».

В исковом заявлении, подаваемом в защиту прав и законных интересов группы лиц, помимо прочего, должны быть указаны:

  • права и законные интересы группы лиц, в защиту которых предъявлено требование;

  • круг лиц, являющихся членами группы, и основания такого членства;

  • данные о лицах, которые уже присоединились к иску на момент его подачи в суд (ФИО, место жительства или пребывания, дата и место рождения, место работы или дата и место государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо наименование и адрес присоединившейся организации).

К исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие присоединение к требованию соответствующих лиц, и их принадлежность к группе.

Иски о защите прав и законных интересов группы лиц (в том числе по делам о защите прав потребителей) подаются только по адресу ответчика.

Ведение групповых споров

Очевидно, что одним из важных преимуществ групповых исков является возможность организационного упрощения ведения дел в суде для множества истцов, а также снятие необходимости для суда выслушивать и изучать одни и те же доводы от разных заявителей.

В этой связи в новой редакции ГПК РФ предусмотрено, что в групповом исковом заявлении должно быть указано лицо, которому поручено ведение соответствующего гражданского дела в интересах группы. Если иное не предусмотрено соглашением о порядке осуществления прав и обязанностей группы лиц, лицо, которое ведет дело, действует от имени группы без доверенности, пользуется всеми процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца, в том числе обязанность по уплате судебных расходов. Такое лицо обязано добросовестно защищать права и законные интересы группы. Если иное не предусмотрено соглашением группы, лицо, которое ведет дело, вправе назначить представителя.

Указанный порядок ведения дела через одно назначенное группой лицо, очевидно, ведет к сужению процессуальных возможностей иных участников спора на стороне истца. Так, новый закон указывает на следующий ограниченный объем прав для лиц, присоединившихся к групповому требованию (ст. 244.23 ГПК РФ в редакции Федерального закона от 18.07.2019 № 191-ФЗ):

  • право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии;

  • право ходатайствовать в суде о замене лица, которое ведет дело в интересах группы, в том числе после принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу;

  • право присутствовать в судебном заседании, в том числе если оно объявлено закрытым;

  • право отказаться от поданного заявления о присоединении к требованию о защите прав и законных интересов группы.

В то же время члены группы, не согласные с предъявленным требованием о защите прав и законных интересов группы лиц, вправе вступить в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Последнее правило обновленного ГПК РФ вызывает вопрос: почему в качестве третьих лиц могут быть привлечены только не согласные с предъявленным требованием члены группы? Ведь на практике могут быть и такие участники спора, которые хоть и согласны с самим требованием, но не одобряют действия лица, которое представляет группу в суде.

Полномочия лица, которое ведет дело в интересах группы, могут быть прекращены судом (ч. 4 ст. 244.22 ГПК РФ в редакции Федерального закона от 18.07.2019 № 191-ФЗ):

в случае отказа такого лица от иска;

по требованию большинства лиц, присоединившихся к иску, в случае обнаружения неспособности соответствующего лица к ведению дела (болезнь, отпуск, пребывание на учебе или нахождение в служебной командировке и т.д.) либо при наличии обоснованных сомнений в ведении им дела разумно и добросовестно в интересах группы.

Указанная норма закона тоже представляется спорной, так как наделяет возможностью требовать прекращения полномочий лица, ведущего дело, только численное большинство присоединившихся к иску членов группы, без учета сумм их требований, то есть реального имущественного интереса участников спора. При этом механизм замены лица, ведущего спор в интересах группы, сводится в ГПК РФ к следующим нескольким правилам.

Так, в случае поступления в суд заявления лица, которое ведет дело, об отказе от иска суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и устанавливает срок (не более двух месяцев), в течение которого должна быть произведена замена указанного лица.

Суд не принимает отказ от иска, если на момент истечения срока, установленного в определении суда, не располагает сведениями о соответствующем уведомлении лиц, присоединившихся к требованию, и о замене лица, которое ведет дело.

В случае если ведущее дело лицо выполнит все необходимые действия по уведомлению участников группы о своем отказе от иска, но в течение установленного судом срока не будет произведена замена такого лица, суд принимает отказ от иска и прекращает производство по делу, что не лишает лиц из соответствующей группы права обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в индивидуальном порядке.

При обращении большинства лиц, присоединившихся к групповому требованию, с ходатайством о замене лица, которое ведет дело, в таком обращении должна быть указана новая кандидатура. В случае удовлетворения данного ходатайства суд заменяет лицо, которое ведет дело в интересах группы, и выносит соответствующее определение.

В целом отсутствие в ГПК РФ подробных механизмов разрешения конфликтов и противоречий внутри группы, в защиту интересов которой подан иск, на практике может привести к злоупотреблениям и борьбе за контроль над поданным иском.

Срок и особенности рассмотрения группового спора

В отличие от обычных судебных споров дело о защите прав и законных интересов группы лиц может рассматриваться судом в срок до восьми месяцев со дня вынесения определения о принятии искового заявления к производству суда, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. На практике стоит ожидать и более длительных сроков рассмотрения подобных дел с учетом их возможной сложности.

В случае обращения в суд лица, являющегося членом группы, с самостоятельным иском к тому же ответчику и о том же предмете суд разъясняет ему право присоединиться к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц. Если указанное лицо присоединяется к групповому требованию, суд выносит соответствующее определение. В таком случае суд, в который обратилось указанное лицо, передает материалы дела в суд, рассматривающий групповой иск. При этом ответчик по делу о защите прав и законных интересов группы лиц обязан сообщить суду о наличии или об отсутствии в других судах дел по искам о том же предмете к этому ответчику и стадии их рассмотрения.

Если лицо, обратившееся с самостоятельным иском, не воспользуется правом присоединиться к групповому требованию, суд приостанавливает производство по делу указанного лица до вступления в законную силу решения суда по делу о защите прав и законных интересов группы лиц, в том числе и в случае, если групповое исковое заявление предъявлено позднее обращения в суд указанного лица.

Расходы. Соглашение о порядке осуществления прав и обязанностей группы лиц

Распределение расходов на ведение группового спора является одним из ключевых моментов, определяющих преимущества этого института перед индивидуальными исками. Зачастую при небольшой сумме требований многие потенциальные истцы отказываются от мысли об обращении в суд, учитывая необходимость оплаты судебных расходов (в первую очередь услуг представителя), а также соотнося возможные выгоды от обращения с иском с затратами собственных усилий и времени. Институт групповых споров призван снять эти ограничения за счет возможности объединения усилий множества истцов, в том числе за счет совместного финансирования судебных расходов.

Так, согласно изменениям в ГПК РФ лица, присоединившиеся к групповому иску, вправе заключить в нотариальной форме соглашение, которое определяет порядок несения его сторонами судебных расходов. Требования об изменении и о расторжении такого соглашения могут быть предъявлены только в суд, который рассматривает дело.

В случае заключения подобного соглашения суд после распределения судебных расходов по правилам, установленным ГПК РФ, решает вопрос об отнесении на лиц, присоединившихся к групповому иску, судебных расходов в соответствии с заключенным между ними соглашением. Если решение по делу принято в пользу группы, судебные расходы подлежат взысканию в пользу присоединившихся к иску лиц, которые их понесли в соответствии с условиями соглашения.

Представляется, что было бы также целесообразно допустить к участию в таком соглашении иных лиц, выступающих в качестве инвесторов и финансирующих ведение групповых споров, а также предоставляющих необходимую юридическую помощь.

Решение суда по групповому иску

В резолютивной части решения по делу о защите прав и законных интересов группы лиц должны содержаться выводы в отношении каждого из членов группы, присоединившихся к требованию. При этом суд может указать на обязанность ответчика довести информацию о принятом решении до сведения всех членов группы в установленный срок через средства массовой информации или иным способом.

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по делу о защите прав и законных интересов группы лиц, не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела по заявлению члена этой группы лиц, который ранее не присоединился к иску, если требование предъявлено к тому же ответчику и о том же предмете, за исключением случаев, если указанные обстоятельства оспариваются этим членом группы лиц.

***

Учитывая возросший интерес законодателя к групповым искам и развитие арбитражной практики по делам о защите прав и законных интересов группы лиц в последние несколько лет, мы ожидаем заметного расширения сферы применения этого процессуального инструмента в судах общей юрисдикции, в особенности в спорах с участием потребителей. Принимая во внимание возможные масштабы и последствия групповых исков, их экономику для заявителей небольших требований, рекомендуем компаниям, осуществляющим розничную деятельность, обратить особое внимание на дальнейшее развитие этого института.

Принять к сведению

Зарубежный опыт

Институт групповых исков в практике зарубежных судов занимает особое место. Так, например, по мнению американских юристов, групповые иски (class action claims) являются одним из ключевых правовых инструментов, способных выполнять социально значимую роль. Они позволяют обращаться в суд с исками, рассмотрение каждого из которых в отдельности невозможно или нецелесообразно в связи с незначительной суммой требований, юридической неграмотностью или неспособностью истцов нести расходы на оказание им персональной квалифицированной юридической помощи. Объединяясь, истец и присоединившиеся к нему лица снимают многие финансовые и организационные барьеры, которые препятствовали обращению за защитой их прав. Кроме того, решения судов по групповым искам, распространяя свое действие на целые категории лиц и группы типовых отношений (в первую очередь между потребителями и корпорациями), играют во многом регулирующую роль и позволяют восполнить некоторые существующие пробелы в законодательстве и правоприменительной практике.