Горнодобывающим компаниям нужно радикально обновить репутацию

| статьи | печать

В очередном годовом обзоре мировой горнодобывающей отрасли эксперты PwC отмечают стабильность выручки и прибыльности крупнейших ее компаний. Но инвесторам этого мало — общественность требует «позеленения».

Выручка и прибыльность 40 крупнейших горнодобывающих компаний продолжили стабильно расти, как и прогнозировали аналитики PwC в прошлом году. Суммы выплачиваемых акционерам дивидендов находятся на рекордно высоком уровне, финансовое положение компаний устойчиво. Впервые за последние пять лет произошло увеличение капитальных вложений, однако данный показатель продолжает находиться ниже докризисного уровня 2008 г, отмечают авторы обзора.

Торговые войны, геополитические кризисы и изменения климата по-прежнему являются причиной волатильности в отрасли — эта неопределенность стала особенно очевидной в конце декабря 2018 г., когда существенно снизились цены на сырьевые товары и курсы обмена валют в странах с развивающейся экономикой.

Финансовые показатели 40 крупнейших горнодобывающих компаний мира

Млрд долл. США

Прогноз на 2019 г.*

2018 г.

2017 г.

Изменение в %

Выручка

686

683

632

8

Операционные расходы

(511)

(505)

(465)

9

Прочие операционные расходы

(6)

(13)

(9)

44

EBITDA

169

165

158

4

Убыток от обесценения активов

(4)

(12)

(3)

300

Амортизация основных средств и нематериальных активов

(46)

(47)

(47)

0

Чистые финансовые расходы

(10)

(13)

(13)

0

Прибыль до налогообложения

109

93

95

(2)

Расходы по налогу на прибыль

(33)

(27)

(30)

(10)

Чистая прибыль

76

66

65

2

*Данные на 2019 г. — прогноз PwC

Источник: годовые отчеты, анализ PwС

Инвесторы, однако, неблагосклонны

Несмотря на впечатляющие финансовые показатели отрасли за последние два года, индекс горнодобывающей промышленности едва удерживает свои позиции на фоне мировых фондовых индексов. Хотя доходность акций, поддерживаемая сильными финансовыми результатами горнодобывающих компаний, в течение нескольких лет сохранялась на высоком уровне, инвесторы не спешат покупать их в контексте сложившихся цен и дивидендных доходностей. Это приводит к ситуации, когда уже купившие их инвесторы не получают достаточной выгоды при соответствующей динамике котировок.

Более того, долгосрочный анализ экспертов PwC указывает лишь на незначительный рост рыночной капитализации горнодобывающих компаний за 15-летний период. По этому индикатору в указанный период отрасль отставала от рынка в целом, причем не только от сектора новых технологий, но и от сопоставимых отраслей, таких как нефтегазовая.

Авторам обзора очевидно, что горнодобывающие компании оценивают успешность своей деятельности не только на основании динамики котировок акций. Однако сопоставление изменения цен на акции относительно динамики остального рынка дает представление об оценке инвесторами привлекательности отрасли.

За период с 2011 г. дивидендная доходность в горнодобывающем секторе превысила 3% и в целом сопоставима с уровнем в других отраслях (например, в нефтегазовой отрасли этот показатель составляет 3—5%, а в секторе высоких технологий — 1—2%). В последние два года был отмечен существенный рост суммы выплаченных дивидендов.

Несмотря на устойчивое финансовое положение и результаты горнодобывающих компаний за последние годы, инвесторы обеспокоены негативным освещением их деятельности в СМИ, неопределенным будущим некоторых сырьевых товаров и способностью отрасли управлять ожиданиями инвесторов и клиентов.

Тот факт, что только три горнодобывающие компании входят в Глобальный индекс 500 брендов 2018 г. (ни одна из них не входит в топ-100), притом что в него включены 22 нефтегазовые компании, указывает аналитикам PwC на негативное отношение к отрасли или отсутствие интереса к ней.

Имидж — все!

Они считают, что при прочном финансовом положении и стабильных денежных потоках горнодобывающим компаниям «первого эшелона» пора заняться вопросами, из-за которых их рыночная стоимость идет вниз.

Среди основных вызовов, с которыми сталкивается бизнес в наше время, — изменение климата, развитие технологий и перемены в настроениях потребителей. Для того чтобы вернуть доверие к отрасли, ведущим горнодобывающим компаниям, указывают авторы обзора, необходимо доказать, что они идут в ногу со временем и изменениями. Иными словами, им нужно полностью обновить свою репутацию, превратившись из эффективных «обогатителей руды» в выдающихся созидателей — создателей экономического и социального капитала.

Акцентируя внимание на экологически безопасных и клиентоориентированных стратегиях, опирающихся на передовые технологии, они смогут завоевать доверие заинтересованных сторон — потребителе и общества в целом — и устойчиво создавать добавленную стоимость в долгосрочной перспективе, указывают путь аналитики PwC.

Меньше углерода в атмосферу

Они подчеркивают, что горнодобывающие компании, как производители ископаемого топлива и крайне энергоемкие предприятия, несомненно, находятся в поле зрения общественности, когда речь идет об углеродных выбросах в атмосферу. Любая ошибка серьезно угрожает их репутации и влияет на отношение общества ко всей отрасли в целом. Это означает, как справедливо замечают авторы обзора, что горнодобывающая промышленность должна быстрее других реагировать на изменение условий.

Компании Топ-40 в рамках своих годовых отчетов об устойчивом развитии раскрывают положительные результаты деятельности, однако инвесторы и заинтересованные стороны отмечают, что считают работу, которую проделали компании в этом направлении, недостаточной. Чтобы вернуть и сохранить доверие к отрасли, рекомендуют эксперты PwC, необходимо демонстрировать постоянный, ощутимый и наглядный прогресс.

Компании отрасли уже многое сделали для повышения внутренней эффективности с целью сокращения потребления грунтовых вод и снижения негативного воздействия на окружающую среду. Кроме того, большинство из Топ-40 компаний поставили своей целью дальнейшее снижение выбросов парниковых газов на 3—5% к 2020 г. И хотя это положительный шаг, аналитикам PwC очевидно, что горнодобывающие предприятия не продвинулись так же далеко, как сопоставимые им компании из смежных секторов. Например, нефтегазовые компании, такие как Shell и BP, поставили четкие цели по снижению выбросов, увязали показатели, касающиеся экологических последствий их деятельности, с вознаграждением руководящего персонала и инвестировали до 8% от общих капитальных затрат в «зеленые» технологии в 2018 финансовом году. При составлении планов сокращения углеродных выбросов горнодобывающим компаниям необходимо учитывать не только последствия собственной деятельности, но также влияние на окружающую среду всех дальнейших этапов производственной цепочки. Инвестируя в более экологичные решения для конечных потребителей соответствующих сырьевых товаров, они могут реально изменить ситуацию в создании спроса на свою продукцию при ощутимой пользе для окружающей среды.

Технологии в помощь

Авторы обзора отмечают, что по сравнению со многими другими отраслями уровень технологической зрелости горнодобывающих предприятий все еще относительно невысок. Только в семи компаниях из Топ-40 в составе высшего руководства есть директор по технологиям, директор по ИТ и директор по цифровым технологиям.

Горнодобывающим компаниям, считают аналитики PwC, следует перенимать передовой опыт в сфере цифровых технологий и в целом «Индустрии 4.0» за пределами отрасли, а также применять новый образ мышления в своей деятельности. Кроме того, им необходим более широкий взгляд на новые технологии для решения вопросов устойчивого развития, безопасности и меняющихся настроений потребителей. Невозможно отрицать, убеждены эксперты, что на сегодняшний день преимущества цифрового лидерства для компаний значительны.

В рамках исследования, проведенного Международным центром изучения цифрового воздействия PwC, было обнаружено, что в тех компаниях, которые внедряют у себя цифровые технологии, со временем повышается выручка и снижаются затраты.

Важный момент в цифровизации отрасли заключается в том, что инвестиции в технологии не должны останавливаться у входа в шахты. У предприятий горнодобывающей отрасли имеются значительные возможности для стимулирования исследований и инноваций в сфере применения их продукции потребителями. К таким мерам, считают эксперты PwC,

можно отнести инвестиции угледобывающих компаний в технологии улавливания и хранения углекислого газа или работу компаний, добывающих металлы платиновой группы, над коммерциализацией технологий на основе водородных топливных элементов. Рассмотрение технологии в контексте всей цепочки поставок не только свидетельствует об ответственном подходе, но и начинает формировать культуру инноваций, считают аналитики.

В глазах потребителей — «себя подать»

Горнодобывающая промышленность поставляет многие виды сырья и материалов, которые требуются для передовых технологий, и продукции, которая пользуется спросом у потребителей. Подобно другим секторам, горнодобывающая отрасль принимает меры, реагируя на обеспокоенность относительно экологической чистоты данных товаров.

Например, Rio Tinto и Alcoa образовали совместное предприятие с Apple с целью создания первого в мире производства алюминия с нулевым содержанием вредных выбросов. RCS Global в партнерстве с рядом организаций применяет блокчейн для подтверждения применения принципов ответственной добычи кобальта, который используется в литий-ионных аккумуляторах для автомобилей, с возможностью его последующего отслеживания.

Однако, замечают авторы обзора, в результате растущего спроса на конечную продукцию горнодобывающей промышленности перед отраслью — и потребителями — возникает дилемма. С одной стороны, горнодобывающие предприятия должны наращивать добычу для поддержания экономически целесообразных поставок сырьевых товаров. В то же время не ясно, известно ли потребителям о том, что выбранные ими продукты были созданы с использованием материалов и технологий, которые поддерживает и развивает горнодобывающая отрасль.

Ее предприятия должны сыграть принципиальную роль в устранении разрыва между восприятием горнодобывающей отрасли и пользой, которую она приносит обществу, в частности молодому поколению, среди представителей которого — будущие инвесторы и работники, указывают аналитики PwC. Для этого, считают они, необходимо стать более клиентоориентированными и начать лучше разбираться в вопросах построения бренда.

Поскольку реальной альтернативы поставкам важных сырьевых товаров нет, горнодобывающим компаниям необходимо четко сформулировать ту важную роль, которую они играют — и будут играть — в удовлетворении существующих и будущих потребностей покупателей, заключают авторы обзора PwC.

Рейтинг 40 крупнейших горнодобывающих компаний мира

Наименование

Страна

Основные сырьевые товары

Конец отчетного периода

Рейтинг 2019 г.

Рейтинг 2018 г.*

BHP Group Limited

Австралия / Великобритания

Диверсифицированная компания

30 июня

1

1

Rio Tinto Limited

Австралия / Великобритания

Диверсифицированная компания

31 декабря

2

2

Vale S.A.

Бразилия

Диверсифицированная компания

31 декабря

3

5

Glencore Plc

Швейцария

Диверсифицированная компания

31 декабря

4

3

China Shenhua Energy Company Limited

Китай / Гонконг

Уголь

31 декабря

5

4

ГМК «Норильский никель»

Россия

Никель

31 декабря

6

6

Anglo American plc

Великобритания / ЮАР

Диверсифицированная компания

31 декабря

7

7

Coal India Limited

Индия

Уголь

31 марта

8

10

Newmont Mining Corporation

США

Золото

31 декабря

9

12

Grupo México S.A.B. de C.V.

Мексика

Диверсифицированная компания

31 декабря

10

9

Barrick Gold Corporation

Канада

Золото

31 декабря

11

14

Saudi Arabian Mining Company (Ma’aden)

Саудовская Аравия

Диверсифицированная компания

31 декабря

12

15

Freeport -

McMoRan Copper & Gold Inc.

США

Медь

31 декабря

13

8

Teck Resources Limited

Канада

Диверсифицированная компания

31 декабря

14

16

South32 Limited

Австралия

Диверсифицированная компания

30 июня

15

19

Newcrest Mining Limited

Австралия

Золото

30 июня

16

20

The Mosaic Company

США

Калий

31 декабря

17

28

China Molybdenum Co. Limited

Китай / Гонконг

Диверсифицированная компания

31 декабря

18

11

Shaanxi Coal Industry

Китай / Гонконг

Уголь

31 декабря

19

23

Zijin Mining Group Co. Limited

Китай / Гонконг

Диверсифицированная компания

31 декабря

20

17

Polyus Gold International Limited

Великобритания

Золото

31 декабря

21

27

АЛРОСА

Россия

Алмазы

31 декабря

22

31

Antofagasta plc

Великобритания

Медь

31 декабря

23

21

Agnico -

Eagle Mines Group Limited

Канада

Золото

31 декабря

24

26

Fortescue Metals Group Limited

Австралия

Железная руда

30 июня

25

24

Shandong Gold Mining Company Limited

Китай / Гонконг

Золото

31 декабря

26

34

Goldcorp Inc.

Канада

Золото

31 декабря

27

25

Fresnillo plc

Мексика

Диверсифицированная компания

31 декабря

28

18

China Coal Energy Company Limited

Китай / Гонконг

Уголь

31 декабря

29

29

Sumitomo Metal Mining Company

Япония

Диверсифицированная компания

31 марта

30

22

Jiangxi Copper Company Limited

Китай / Гонконг

Медь

31 декабря

31

36

First Quantum Minerals Limited

Канада

Медь

31 декабря

32

30

Kirkland Lake Gold Ltd

Канада

Золото

31 декабря

33

Впервые в рейтинге

Yanzhou Coal Mining Company Limited

Китай / Гонконг

Уголь

31 декабря

34

35

AngloGold Ashanti Limited

ЮАР

Золото

31 декабря

35

Впервые в рейтинге

Polymetal International plc

Россия / Великобритания

Золото

31 декабря

36

Впервые в рейтинге

Tianqi Lithium Industries, Inc.

Китай

Литий

31 декабря

37

33

KGHM Polska Miedz Spólka Akcyjna

Польша

Медь

31 декабря

38

39

China Northern Rate Earth (Group) High -

Tech Co. Limited

Китай

Редкоземельные металлы

31 декабря

39

37

PT Bayan Resources Tbk

Индонезия

Уголь

31 декабря

40

Впервые в рейтинг

* https://www.pwc.com/Mine-2018