ФАС России разъяснила, кого и как будет наказывать за рекламные сообщения в мессенджерах

| статьи | печать

Разработчики приложений WhatsApp Messenger и Viber не являются рекламораспространителями. Поэтому их не будут штрафовать за распространение рекламных сообщений. К такому выводу пришла антимонопольная служба России. Также ФАС России пояснила, как будет выяснять, кто являлся рекламодателем при отправлении рекламных сообщений через мессенджеры.

ФАС России опубликовала письмо от 24.06.2019 № АК/52901/19 «О разъяснении по вопросу рекламы в мессенджерах (Viber, Whatsapp), отнесение к рекламе информации, способы выявления рекламодателей». В нем указано, когда отправление сообщений через мессенджеры является рекламой, а также кто должен отвечать за размещение такой рекламы.

В части 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) указано, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только с согласия абонента или адресата получения рекламы. Антимонопольный орган отметил, что это требование распространяется в том числе на приложения WhatsApp Messenger и Viber и иные приложения, передающие и принимающие информацию с использованием сетей электросвязи.

Также ФАС России разъяснила, кто должен отвечать за такие рекламные сообщения в мессенджерах. По общему правилу за нарушение требований ответственность несет рекламораспространитель (ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе). Вместе с тем само по себе распространение рекламы с использованием приложений WhatsApp Messenger, Viber и иных приложений, передающих и принимающих информацию с использованием сетей электросвязи, не является основанием для признания рекламораспространителями разработчиков указанного программного обеспечения (например, WhatsApp Inc., Viber Media S.a r.l.). Кроме того, при распространении рекламы посредством приложений WhatsApp Messenger и Viber помимо требований ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе могут быть выявлены признаки нарушения иных требований указанного закона, ответственность за нарушение которых несет в том числе рекламодатель.

В случае выявления признаков нарушения законодательства о рекламе в содержании рекламных сообщений, распространение которых осуществляется с использованием приложений WhatsApp Messenger, Viber и иных приложений, передающих и принимающих информацию с использованием сетей электросвязи, в целях установления рекламодателя антимонопольный орган, исходя из содержания рекламного сообщения, может направить запрос в адрес лица, на привлечение внимания к деятельности (товарам, работам, услугам, средствам индивидуализации) которого направлено распространяемое рекламное сообщение, для установления рекламодателя и рекламораспространителя указанной рекламы. Невозможность установления в течение определенных сроков лица, нарушившего законодательство о рекламе, является основанием для прекращения производства по делу.