За что будут штрафовать бухгалтера

| статьи | печать

Федеральный закон от 29.05.2019 № 113-ФЗ внес изменения в КоАП РФ в части ответственности на нарушение правил ведения бухгалтерского и бюджетного учета. Новации вступили в силу 9 июня 2019 г. Сразу скажем, что поправки в большей степени коснутся бухгалтеров бюджетных учреждений. Рассмотрим основные нововведения.

Грубые нарушения бухучета

Санкции за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотрены в ст. 15.11 КоАП РФ. Законодатели внесли в эту норму изменения.

Так, уточнено понятие «грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету», которое содержится в примечании 1 к ст. 15.11 КоАП РФ. Под ним понимается в том числе регистрация мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Законодатели установили, что учет мнимого объекта бухгалтерского учета — это в том числе учет неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни.

Статья 15.11 КоАП РФ получила новое примечание 1.1. В нем сказано, что предусмотренная данной статьей административная ответственность за искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности не применяется:

— к лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета;

— к лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Санкции не будет в том случае, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

Далее. Абзац 1 п. 1 и примечание 1 ст. 15.11 КоАП РФ дополнены случаями, исключающими ответственность. Данная норма не будет применяться в случаях, предусмотренных ст. 15.15.6 КоАП РФ, которая теперь изложена в новой редакции.

Штрафы для бюджетников

Раньше в ст. 15.15.6 КоАП РФ была установлена ответственность за нарушение порядка представления бюджетной отчетности. Теперь в ней предусмотрены санкции за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности. Расскажем об этих нововведениях подробнее.

Многообразие санкций

Должностному лицу бюджетного учреждения придется заплатить штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб. за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных законодательством о бухгалтерском учете, бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ).

Отделаться предупреждением или штрафом в размере 5000 руб. можно будет, если искажения бюджетной или бухгалтерской отчетности незначительны. Аналогичные санкции предусмотрены за нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлекшее незначительное искажение показателей этой отчетности или не повлекшее искажения показателей данной отчетности (п. 2 ст. 15.15.6 КоАП РФ). За повторное нарушение штраф возрастает с 5000 до 15 000 руб. (п. 5 ст. 15.15.6 КоАП РФ).

Если же искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности либо показателей консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности значительные, сумма штрафа увеличивается до 15 000 руб. (п. 3 ст. 15.15.6 КоАП РФ). Повторное нарушение обернется штрафом от 15 000 до 30 000 руб. (п. 6 ст. 15.15.6 КоАП РФ).

Введена ответственность за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности. Кроме того, предусмотрена ответственность за грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, то должностные лица будут наказаны штрафом от 15 000 руб. до 30 000 руб. (п. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ). В случае повторного нарушение сумма штрафа увеличивается до 50 000 руб. (п. 7 ст. 15.15.6 КоАП РФ).

Определимся с понятиями

Согласно п. 1 приложения к ст. 15.15.6 КоАП РФ вышеперечисленная ответственность возлагается на должностных лиц:

— государственных (муниципальных) учреждений;

— государственных органов;

— органов местного самоуправления;

— органов управления государственных внебюджетных фондов;

— органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов;

— иных организаций, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством РФ бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности.

Также в приложении к ст. 15.15.6 КоАП РФ законодатели прописали, что бюджетникам следует понимать под незначительным и значительным искажением показателей отчетности, а также установили понятие «грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету».

Под незначительным искажением показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается:

1. Искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:

— не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму, не превышающую 100 000 руб.;

— не более чем на 1% и на сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 млн руб.;

2. Занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, не превышающую 100 000 руб., вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Под значительным искажением показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается:

1. Искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:

— не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 млн руб.;

— не более чем на 1% и на сумму, превышающую 1 млн руб.;

2. Занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 млн руб., вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Под санкции за грубое нарушение бюджетное учреждение попадет, если будут выявлены следующие недочеты:

1. Искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:

— более чем на 10%;

— не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму, превышающую 1 млн руб.;

2. Искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета;

3. Занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую 1 млн руб., вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;

4. Включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами;

5. Регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;

6. Ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

7. Отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Когда штрафа не будет

Во-первых, ответственность за искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности не будет применяться:

— к лицу, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета;

— к лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.

Штрафа можно будет избежать, если искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

Во-вторых, должностные лица освобождаются от административной ответственности в следующих случаях:

1. Представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) суммы налога (сбора, страхового взноса), не уплаченной вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных ст. 81 НК РФ;

2. Представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей уточненные (исправленные) показатели (в том числе вследствие исправления выявленных ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности):

— до принятия бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств, органом, осуществляющим в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности;

— после принятия бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.6 КоАП РФ, ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;

— после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.6 КоАП РФ, проверки бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, по результатам которой не были обнаружены исправленные ошибки в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Придется заплатить за ошибки в сметах и не только

Законодатели расширили состав нарушений, предусмотренный в ст. 15.15.7 КоАП РФ. Ранее данная норма предусматривала ответственность за нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет. Теперь по этой статье будут штрафовать за нарушение порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов), используемых при составлении, рассмотрении и исполнении проектов бюджетов бюджетной системы РФ.

Отметим, что законодатели сохранили штраф за нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет. Его размер по-прежнему составляет от 10 000 до 30 000 руб.

Введена ответственность для должностных лиц за нарушение главным распорядителем бюджетных средств порядка формирования и (или) представления обоснований бюджетных ассигнований. Размер штрафа — от 10 000 до 30 000 руб.

Если же получатель бюджетных средств нарушит более чем на десять дней установленные сроки постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств либо сроки внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное и (или) денежное обязательство, то должностные лица заплатят штраф от 10 000 до 30 000 руб.