Конкурентоспособность российских IT-компаний за рубежом повысят за счет господдержки

| статьи | печать

Минэкономразвития России предложило субсидировать продвижение отечественной продукции, содержащей результаты интеллектуальной деятельности, на мировых рынках.

Согласно национальному проекту «Международная кооперация и экспорт» к 2024 г. экспорт услуг, оказываемых российскими компаниями, должен достичь объема 100 млрд долл. США в год. Минэкономразвития России после многочисленных консультаций с компаниями — экспортерами услуг пришло к выводу, что на пути к достижению столь серьезной цифры стоят многочисленные барьеры. Не последний из них — недостаточная адаптация российской продукции к требованиям, предъявляемым внешними рынками. В первую очередь это относится к IТ-компаниям и компаниям в сфере креативной индустрии, то есть производителям услуг, содержащих результаты интеллектуальной деятельности. Министерство намерено решить проблему выделением субсидий. Предполагается, что финансовая помощь будет направлена экспортерами на развитие программ повышения конкурентоспособности российских аудиовизуальных произведений и IТ-продукции. Ведомство разработало проект постановления правительства «О государственной поддержке проектов повышения конкурентоспособности, связанных с продвижением российской продукции, в том числе содержащей результаты интеллектуальной деятельности, на внешние рынки, а также ее сертификацией и (или) адаптацией к требованиям внешних рынков» (документ размещен для общественного обсуждения на портале regulation.gov.ru под ID 01/01/06-19/00092508).

По задумке авторов документа, функции агента Правительства РФ по предоставлению субсидий из федерального бюджета будут возложены на АО «Российский экспортный центр» (далее — АО «РЭЦ»).

Субсидии будут выделяться под конкретные проекты повышения конкурентоспособности продукции (ППК), отобранные отборочной комиссией АО «РЭЦ». В проекте четко очерчен круг направлений, на которые могут быть потрачены бюджетные средства:

  • разработка дизайна, интерфейса IТ-продукции;

  • разработка и локализация документации для IT-продукции;

  • дублирование и субтитрирование аудиовизуальных произведений;

  • регистрация и поддержка лицензионных брендов продукции на внешних рынках;

  • реклама;

  • организация поездок в Россию для представителей компаний — покупателей продукции.

При этом размер запрашиваемой субсидии предлагается установить в размере 70% от затрат организаций, предусмотренных на ППК, и он не должен превышать 20% совокупного планового объема экспортной выручки от реализации продукции, предусмотренного ППК.

Компании, претендующие на господдержку, должны будут соответствовать двум критериям: «возраст» организации не менее трех лет, объем экспортной выручки от реализации услуг в год, предшествующий году предоставления субсидии, составляет не менее 7 млн руб. (или размер платежей за пользование интеллектуальной собственностью составил не менее 1 млн руб.).

Отбор ППК на получение субсидий будет осуществляться следующим образом.

Решение о проведении «конкурса» принимается отборочной комиссией не позднее 1 марта соответствующего финансового года (при наличии необходимых бюджетных средств).

Вся информация об очередном отборе ППК размещается на официальном сайте АО «РЭЦ»: даты начала и окончания срока подачи заявок, требования к участникам отбора; перечень необходимых документов (в их числе и маркетинговый анализ российского и мирового рынков соответствующей продукции). Продолжительность приема заявок должна быть не менее 10 рабочих дней с момента размещения уведомле-ния.

АО «РЭЦ» составляет перечень ППК и расставляет их по ранжиру, исходя из ожидаемой общей результативности использования средств субсидии в каждом конкретном плане. В случае равенства показателя ранжирования у нескольких организаций преимущество имеют организации, которые реализуют ППК, предусматривающие большие объемы экспортной выручки, либо те, которым требуется меньший объем средств.

Комиссией по результатам рассмотрения проекта перечня ППК утверждается сформированный перечень ППК. Решения Комиссии могут быть обжалованы в суде.

Окончательное решение о выделении субсидии российской компании — экспортеру услуг принимает Министерство экономического развития РФ.