Современное состояние внешней торговли услугами радует стабильностью

| статьи | печать

Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования представил новый выпуск «Сюжетов внешней торговли», в котором любопытен раздел о торговле услугами. Здесь все в порядке: российские туристы чаще ездят за рубеж, чем иностранные — к нам. Транспортные услуги обеспечивают стабильную транспортировку туристов. Российские математики усердно работают над расчетами инновационных продуктов для иностранных компьютерных гигантов, повышая долю продаж этого важного вида услуг. Хотя, отмечают авторы исследования, есть еще потенциал для роста.

Основные торговые партнеры России по поставкам нам и получению от нас услуг расположены в Европе (7 из 10 крупнейших партнеров — Германия, Франция и ряд других), Азии (Китай и Турция) и Северной Америке (США). США и Швейцария являются основными рынками сбыта услуг для России (первые две позиции), что контрастирует с их ролью в торговле товарами (10 и 19 место, соответственно). Турция выступает как несомненный лидер среди стран — поставщиков услуг в Россию (1-е место), однако в качестве рынка сбыта услуг она не играет ключевой роли (12-е место).

Из всех услуг важнейшая для нас — поездки

Авторы исследования отмечают, что по наиболее заметному в обороте российской внешней торговли виду услуг — поездкам — страна испытывает дефицит торговли по всем ключевым географическим направлениям, включая Китай и Республику Беларусь. Такая ситуация — следствие существенного недоиспользования туристического потенциала России.

Интересно, что большой дефицит внешней торговли услугами отмечается только по личным поездкам (за счет Турции, Испании, Таиланда и других популярных туристических направлений), а вот в части деловых поездок фиксируется профицит. Основными странами, поддерживающими российский экспорт поездок, в настоящее время выступают Казахстан и Украина.

По транспорту мы в профиците

Транспортные услуги — одна из немногих категорий услуг, по которым Россия имеет профицит торговли в целом и с большинством ключевых стран-партнеров (кроме Беларуси и Казахстана).

Наибольшие объемы транспортных услуг Россия экспортирует в Швейцарию и Китай, а импортирует — из Беларуси и Казахстана (при этом исследователи отмечают, что почти 60% импорта и более 30% экспорта остаются не расшифрованными по географическим направлениям). Услуги морского транспорта экспортируются в Швейцарию и Кипр, услуги воздушного транспорта — в Китай и Великобританию. В части прочих транспортных услуг чистый экспорт распределен по странам-партнерам более равномерно, а вот чистый импорт концентрирован прежде всего на странах — участницах ЕАЭС — Казахстане и Беларуси. Экспорт почтовых и курьерских услуг формируется почтовой доставкой импортных товаров из Китая.

По деловым услугам Россия с большинством торговых партнеров имеет либо дефицит торговли, либо примерный паритет экспорта и импорта. Данный вид услуг разнороден и включает в себя следующие подвиды:

  • услуги в области научных исследований и разработок — экспорт в Нидерланды, США, Швейцарию;

  • юридические услуги — импорт из Великобритании и США;

  • услуги в сфере аудита, бухучета и налогообложения — экспорт в Швейцарию;

  • консультационные услуги и услуги по связям с общественностью — импорт из Нидерландов;

  • реклама, маркетинг, изучение общественного мнения — импорт из Ирландии;

  • услуги в области архитектуры, инженерии и техники — импорт из Франции;

  • услуги в области переработки отходов, очистки окружающей среды, сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых — импорт из Панамы (услуги на нефтяных и газовых месторождениях);

  • операционный лизинг — импорт из Ирландии и Кипра;

  • прочие деловые услуги — экспорт в Нидерланды и Кипр.

Цифровизация задает тон

Экспорт и импорт телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг в целом сопоставимы по стоимостным объемам, сообщают авторы работы. При этом особенно интересен положительный чистый экспорт в торговле с США, который формируется главным образом за счет компьютерных услуг, а вот по информационным услугам, напротив, Россия имеет существенный торговый дефицит с США.

Большой объем импорта телекоммуникационных услуг связан в основном с активным присутствием российских мобильных операторов в Беларуси, Киргизии, Таджикистане и ряде других стран СНГ, из-за чего Россия оплачивает услуги по эксплуатации линий связи и сетей передачи звука (доходы российских операторов, получаемые от реализации собственно услуг связи на территории этих государств, не входят в экспорт телекоммуникационных услуг, а фиксируются по другим статьям). Практически полное отсутствие экспорта информационных услуг объясняется лидирующими позициями на мировом рынке информационных агентств и провайдеров баз данных из США и Западной Европы.

В части компьютерных услуг экспорт превышает импорт, но при этом является очень концентрированным — почти треть экспорта направляется в США. Продуктовая линейка российского программного обеспечения разнообразна: системы информационной безопасности, офисные приложения, системы управления на предприятиях, мобильные приложения и т.п.; при этом доля зарубежных продаж в общем обороте многих компаний превышает половину.

На строительном фронте без перемен

Внешняя торговля строительными услугами проходит в основном по статье «строительство в России», причем наибольшее отрицательное сальдо торговли по этому подвиду услуг зафиксировано с Турцией и Китаем, а наибольшее положительное — с Францией (сюда отнесены также товары и услуги, приобретенные строительными предприятиями из Франции на территории России у резидентов). Отечественные предприятия оказывают строительные услуги за рубежом в таких странах, как Беларусь, Румыния, Сирия.

Растут закупки интеллектуальной собственности

Российский импорт услуг по статье «Плата за пользование интеллектуальной собственностью» почти в 10 раз превышает экспорт — наибольший разрыв между экспортом и импортом среди всех видов услуг. В тройке крупнейших стран-экспортеров этих услуг в Россию — США, Швейцария и Ирландия, а значимым чистым импортером выступает лишь Казахстан (в Великобританию, Кипр и США экспортируется больший объем данных услуг, чем в Казахстан, однако при этом импорт оказывается еще выше). Страховые услуги экспортируются в очень узкий спектр стран — прежде всего, на Кубу и в Беларусь. В российском импорте страховых услуг однозначно доминирует Великобритания — лидер мирового рынка. В части финансовых услуг Россия выступает нетто-экспортером в ограниченном ряде случаев — главным образом в торговле с Кипром, Великобританией, Беларусью и Южной Кореей. Объемы экспорта в этих случаях достаточно существенны, однако импорт все же превышает экспорт и, кроме того, гораздо равномернее распределен по странам-поставщикам (в терминах чистого экспорта), основные из которых — Италия, Люксембург, Китай и Австрия.

Страна остается крупным покупателем заграничных развлечений

Услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха компаниями из России в основном импортируются: основными поставщиками по всем подвидам услуг выступают Великобритания, Кипр и США. В части аудиовизуальных и связанных с ними услуг российские предприятия осуществляют экспорт — прежде всего в Казахстан и Беларусь, а вот в части услуг в сфере культуры и отдыха, включающих услуги преподавателей и врачей за рубежом — главным образом в Швейцарию и Казахстан.

Тенденции и прогнозы

В итоге исследователи отмечают, что долгосрочная динамика внешней торговли услугами на протяжении рассматриваемого периода (2002—2018 гг.) происходила в основном за счет поездок — основной статьи российского импорта услуг. С 2007—2008 гг. значительно усилилась роль в импорте деловых услуг и платы за пользование интеллектуальной собственностью. Чистый экспорт услуг формировался в основном за счет транспортных услуг. Прочие виды услуг не играли большой роли в контексте чистого экспорта.

Последние 10 лет более 40% оборота российской внешней торговли услугами приходилось на страны Евросоюза, и прежде всего — Германию (поездки, деловые услуги, плата за пользование интеллектуальной собственностью). В последние годы увеличился импорт из Ирландии (это, прежде всего, лизинг воздушных судов). Среди прочих стран как источники импорта услуг выделяются Турция (в части личных поездок, сильно просевших лишь в 2016 г.) и США (плата за пользование интеллектуальной собственностью и личные поездки), а как ключевой рынок сбыта — Казахстан (транспортные услуги, поездки, деловые услуги, плата за пользование интеллектуальной собственностью). В торговле услугами с Китаем, в отличие от торговли товарами, Россия имеет паритет.

Рост экспорта транспортных услуг — важнейшей статьи экспорта услуг для России (более трети) — невелик по сравнению с большинством других видов услуг. Динамика экспорта и импорта транспортных услуг определяется главным образом услугами воздушного транспорта, а те, в свою очередь, в значительной степени зависят от спроса россиян на поездки за рубеж: так, корреляция темпов роста импорта личных поездок и экспорта услуг воздушного транспорта составляет 0,76 (для импорта — 0,68). Это означает, что развитие въездного и внутреннего туризма окажет не только прямое влияние на экспорт личных поездок, но и косвенное — на экспорт и импорт услуг воздушного транспорта. Наиболее быстрый рост экспорта отмечался по компьютерным услугам. Доля этой категории в экспорте телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг за период 2002—2018 гг. возросла более чем в три раза, до 77%, а объемы экспорта увеличились в 43 раза. Это быстрее, чем в среднем по миру, но медленнее, чем, например, в Беларуси, где экспорт компьютерных услуг за тот же период увеличился более чем на два порядка и стал одной из сфер специализации страны.

Плата за пользование интеллектуальной собственностью — один из тех видов услуг, экспорт которых быстро рос. Но скорее всего, причиной выступает очень низкий изначальный объем: несмотря на высокие темпы роста экспорта этих услуг в сравнении с другими услугами, доля экспорта по статье «плата за пользование интеллектуальной собственностью» до сих пор существенно не дотягивает до среднемировых значений — 1,4 против 7%.

Прорыв в этой области осложняется высокой концентрацией мирового рынка, на котором доминируют США, и тенденцией переноса высокотехнологичного экспорта услуг в «налоговые гавани» вроде Ирландии.