Полиграфические предприятия научились зарабатывать в новых условиях

| статьи | печать

Ситуация в полиграфическом производстве остается стабильной. После кризиса 2014—2015 гг. основные экономические показатели деятельности предприятий вошли в стадию роста. Об этом говорится в материалах, размещенных на сайте Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать). По данным Росстата, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по полиграфическому виду деятельности за 2018 г. увеличился на 16,2% по сравнению с 2017 г. и составил в сопоставимых ценах почти 300 млрд руб.

Значительный рост частично связан с изменениями в отраслевом статистическом учете. Но главным образом восходящая динамика говорит о том, что предприятия научились работать и зарабатывать в новом условиях. «Никому сейчас не интересно просто „гнать тиражи“, гораздо интереснее выпускать продукцию с существенным количеством добавленной ценности. Именно в производстве нетипичной, сложно изготавливаемой продукции мы видим перспективы развития своей компании», — приводит печатное ведомство слова Максима Марьясова, коммерческого директора типографии «Малахит» (Екатеринбург).

Тиражи падают, добавленная стоимость растет

Сегодня показатели производства в натуральном выражении уже не являются определяющими в бизнесе полиграфических предприятий. Они используются главным образом для внутреннего анализа результатов производства, оценки эффективности использования основного оборудования, а также при решении логистических, снабженческих и сбытовых задач.

Главным в работе каждого полиграфического предприятия становится количество выполненных заказов на изготовление той или иной продукции, их стоимость, величина произведенных затрат и маржинальность. «Книги, которые изготавливает наша типография, все больше становятся малотиражными. И нам эта ситуация очень нравится. Книги тиражом 500 экз. — очень хороший заказ. На таком тираже получается высокий уровень добавленной стоимости, в первую очередь за счет послепечатных процессов, которые у нас хорошо развиты», — рассказал Андрей Зарецкий, генеральный директор типографии «Август Борг» (Москва).

Сегодня полиграфисты стремятся достичь более высокой нормы прибыли при изменении традиционной экономической модели в полиграфическом производстве. Общепринято, что финансовая эффективность работы каждой типографии зависит от тиражности выпускаемой продукции. Чем больше объемы печати, чем длиннее тиражи, тем выше экономические результаты производства. И так было всегда, но сегодня эта закономерность подверглась изменениям. «Имея развитый послепечатный комплекс, мы берем в работу и журналы, и каталоги (в том числе и объемные), и простую рекламную продукцию (листовки, буклеты). Мы финансово эффективная компания, иначе на этом рынке работать сложно. Вообще мы любим небольшие малотиражные работы, поскольку норма прибыли на них существенно выше», — поделился Александр Глушков, генеральный директор типографии «ЗетоПринт» (Москва).

Все чаще на первый план стала выходить необходимость решения задачи по достижению в работе «добавленной стоимости», что позволяет типографиям обеспечивать более высокую эффективность, даже при производстве малотиражной продукции. Причем это становится характерным для всех продуктовых сегментов рыночного пространства вне зависимости от применяемой технологии печати. «Ни для кого не секрет, что тиражи книг падают, и в настоящее время „Парето-Принт“ печатает немало заказов тиражом около 1000 экз. По моему мнению, цифровая цветная печать пока не имеет в России коммерческой перспективы, мы печатаем целый ряд изданий небольшими тиражами (около 100 экз.) традиционным офсетом», — сообщил Павел Арсеньев, генеральный директор типографии «Парето-Принт» (Тверь).

К слову, традиционную печать предпочитает и ряд московских типографий. «При выполнении „нестандартных“ заказов оказалось, что по сравнению с цифровой печатью на офсете гораздо больше возможностей по оптимальному расположению полос на листе, шире выбор форматов изделий, выше качество самой печати, да и тиражи, с которыми мы работаем в цветной книге (а это 500—1000 экз.), оптимально делать на офсетном оборудовании», — поделился Михаил Авраменко, технический директор типографии «Буки Веди» (Москва).

Слова представителей типографий подтверждают развитие нового направления в полиграфии — эффективной бизнес-модели при малотиражной печати. Это стало закономерным следствием изменения спроса на полиграфические работы, широкого внедрения цифровых технологий и программных решений в отечественных типографиях, использования технологического оборудования последнего поколения и максимальной автоматизации производственных процессов. Развитию этого направления бизнеса способствует и реорганизация процессов приема и обработки заказов на базе компьютерной техники, а также возможность доступа в режиме онлайн.

Две трети книг выпускается в Московском регионе

Еще одна особенность отечественного полиграфического производства — активнее всего происходит развитие в Центральном федеральном округе, где доминирует Москва, Московская область, Тверь и Ярославль. Это связано с высокой концентрацией издательского капитала в производстве печатных СМИ, книжной продукции и в секторе печатной рекламы. Кроме того, наличие целого ряда успешно действующих промышленных предприятий стимулировало работу полиграфического производства этикеточно-упаковочного профиля в этом регионе.

Доля типографий, сосредоточенных в Московском регионе, превышает 30%, а численность занятых в полиграфическом производстве работников составляет 41,7% от общего контингента в отрасли. Здесь доля объема выпуска газетной продукции превысила 35%, журнальных изданий — 65%, а книжной продукции — 62% от общего объема производства в стране. Вместе с тем в Московском регионе сконцентрировано производство упаковочной печатной продукции, объем которого в пять раз превышает возможности ближайшего по масштабам Северо-Западного федерального округа. За последние несколько лет, особенно в период кризисных событий 2014—2016 гг., на полиграфический рынок московского региона со своими предложениями вышло большое количество региональных типографий. Падение тиражей местных газетных и журнальных изданий, сокращение масштабов подписки на центральную прессу, закрытие многих региональных книжных издательств, стагнация большого количества промышленных предприятий и других бизнес-структур вызвали резкое снижение загрузки производственных мощностей в региональной полиграфии. В результате появление новых участников рынка полиграфических работ в московском регионе обострило и без того достаточно жесткую конкуренцию между типографиями, нарушило хрупкий баланс в ценовой политике за счет применения демпинговых цен на выполнение полиграфических работ. По образному выражению руководителя одной из региональных типографий, «главными генераторами развития полиграфических предприятий у нас, источниками добавленной стоимости являются многочисленные издательства, рекламные агентства, дизайн-студии и промышленные предприятия Москвы. Полиграфия ближайших регионов, и не только, превращается в своего рода принтер для печати традиционных и креативных заказов московских клиентов». Отраслевые чиновники считают, что межрегиональная конкуренция типографий на полиграфическом рынке получит свое развитие и в дальнейшем. Этому процессу будет содействовать не только экономическая необходимость сохранения своего позиционирования на рынке, но и последовательное внедрение автоматизированного цифрового оборудования, включаемого в комплекс сквозного управления и контроля производственных процессов workflow, возможности удаленной работы с клиентами в режиме онлайн.

К сведению

90% типографий относятся к малому бизнесу

По экспертным оценкам, в настоящее время в сфере полиграфии задействовано около 20 тыс. субъектов рынка. Это в основном средние и малые полиграфические предприятия — универсальные и специализированные, цифровые и «гибридные» типографии, а также мини-предприятия, рекламные салоны, агентства и салоны печати, специализированные производства. Одной из основных тенденций современной экономики в стране является развитие малого предпринимательства. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в стране уже функционирует почти 3 млн малых предприятий, где около трети сконцентрировано на территории Центрального федерального округа. Количество малых предприятий в полиграфии с числом работающих до 50 человек достигает почти 90%, где основной удельный вес составляют типографии с численностью до 20 человек.

Наличие большого числа малых предприятий в полиграфии было всегда. Это главным образом районные и ведомственные типографии, реорганизация части которых в начале становления рыночных отношений в стране составила основу малого бизнеса в этой сфере. Но основной импульс развития малое предпринимательство получило после 1995 г., когда стало доступным приобретение современной офсетной печатной техники, что позволило значительной части малых типографий получить конкурентные преимущества и закрепиться в разных секторах рынка полиграфических работ.