Счетная палата не увидела никаких перемен к лучшему в системе закупок за пять лет

| статьи | печать

Счетная палата РФ (СП) представила результаты очередного мониторинга, которые показали, что система государственных и корпоративных закупок функционирует с низкой эффективностью и уровнем конкуренции. СП делает вывод: уже пять лет в системе закупок нет значимых положительных изменений.

Соответственно данным СП с 2014 по 2018 г. уровень конкуренции практически не изменился и составил по 44-ФЗ около трех заявок на один лот, по 223-ФЗ — менее двух заявок на один лот. При этом более 50% общего объема государственных и муниципальных закупок (по сумме) приходится на закупки у единственного поставщика (включая несостоявшиеся закупки), около 94% объема корпоративных закупок осуществляются неконкурентными способами. Относительная экономия по 44-ФЗ в 2018 г. составила 5,54%, по 223-ФЗ — 4,4%.

СП отмечает, что законодательство в сфере закупок не содержит действенной системы ценообразования, включая определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта/договора (НМЦК). «При общем преобладании закупок, осуществляемых у единственного поставщика, проблема объективного расчета цены контракта — один из основных вызовов при решении задачи по росту эффективности системы закупок. Так, к примеру, в рамках 44-ФЗ действует только рекомендательный порядок применения методов обоснования НМЦК. В рамках 223-ФЗ норм, содержащих единый порядок обоснования цены договора, вообще нет. Также отсутствуют ресурсы, содержащие достоверные источники референтных цен для расчета НМЦ контракта или договора, что влечет видимые риски их завышения», — говорит аудитор Максим Рохмистров.

Кроме того, 44-ФЗ излишне зарегулирован — отдельные его нормы противоречат друг другу или положениям, которые действуют в других сферах деятельности. Постоянное усложнение законодательства в сфере закупок приводит к росту издержек как заказчиков, так и участников закупок, что негативно сказывается на привлекательности системы госзакупок.

В 223-ФЗ не заложены нормы, способствующие повышению эффективности закупок и минимизации коррупции. В частности, не определен предельный срок оплаты товаров, работ, услуг и нет исчерпывающего перечня случаев закупки у единственного поставщика.

СП обращает внимание на еще один фактор, который негативно влияет на конкуренцию в сфере госзакупок — ограничение доступа к корпоративным закупкам в результате внесенных поправок в 223-ФЗ. С 31 декабря 2017 г. заказчики могут не размещать в единой информационной системе в сфере закупок информацию о закупках финансовых услуг, услуг по использованию государственного и муниципального имущества. В результате, как отметил М. Рохмистров, «из публичной сферы были выведены закупки на сумму примерно в 7,5 трлн руб. <…> Всего, по данным отчетов заказчиков, в 2018 г. заключено договоров на общую сумму в 24,2 трлн руб. При этом в ЕИС размещена информация о заключенных договорах на 16,7 трлн руб. То есть в ЕИС отсутствуют данные о договорах на сумму около 7,5 трлн руб. В 2017 г. объем договоров, о котором в ЕИС отсутствовала информация, был более чем в два раза меньше — 3,4 трлн руб.

Недостатки в функционировании ЕИС не позволяют использовать ее как надежную основу для цифровизации закупок. Проверка показала, что 21% времени своего существования она была недоступна в связи с проведением технических работ. Информация по большей части размещается не структурированно. Кроме того, в системе нет алгоритмов, которые бы автоматически выявляли недостоверные данные. «За последние пять лет в системе закупок качественных положительных изменений не происходит при значительных расходах бюджета на ее развитие и совершенствование», — резюмирует аудитор.